Витторио Гассман
Материал из Все о кино
Vittorio Gassman
Ошибка создания миниатюры: По видимому, отсутствует файл /var/www/vhosts/vidding.ru/httpdocs_vseokino/images/3/33/220px-Vittorio_Gassman.jpg |
Витторио Гассман (итал. Vittorio Gassman, 1 сентября 1922 — 29 июня 2000) — итальянский актёр и режиссёр театра и кино. В последние годы жизни проявил склонность к литературному творчеству.
Содержание |
Биография
Витторио Гассман родился в пригороде Генуи. Его отец — немецкий инженер Генрих Гассманн (став актёром, одно «н» Витторио из своей фамилии убрал), мать — пизанка Луиза Амброн. В детстве перебрался в Рим, где окончил классический лицей, а затем Национальную Академию драматического искусства.
Дебютировал на театральной сцене в Милане (1943), в кино — в 1945 (фильм «Встреча с Лаурой» К. А. Феличе; плёнка утрачена). Славу на театральных подмостках принесли Гассману роли в постановках Лукино Висконти «Гамлет» и «Табачная дорога» (по пьесе Джека Киркланда). В 1948 году Гассман сыграл роль Джакомо Казановы в мелодраме Р. Фреда «Таинственный кавалер». Однако по-настоящему знаменитым его сделала роль уголовника Вальтера в неореалистическом фильме Джузеппе Де Сантиса «Горький рис» (1949).
В 1952 возглавил созданный им «Театр итальянского искусства».
В 1956 сыграл в спектакле «Отелло» и впервые выступил как кинорежиссёр, перенеся на экран свой спектакль «Кин, или Гений и распутство» (по пьесе Дюма-отца о великом английском актере Э. Кине), в соавторстве с начинающем кинорежиссером Ф. Рози. В 1958 сыграл небольшую роль в экранизации повести Пушкина «Капитанская дочка», осуществлённой Альберто Латтуада под названием «Буря».
Творческий диапазон
Комедия по-итальянски
Если в начале своей карьеры Гассман считался именно мастером драматических ролей, то начиная с 1958, благодаря встрече с Марио Моничелли, Гассман выдвинулся в первый ряд актёров «комедии по-итальянски». Приверженцы этого жанра отказались от чистой буффонады и обратились к исследованию комических аспектов повседневности в их неразрывной связи с драматическим началом (под влиянием установок неореализма). Моничелли снял Гассмана в фильмах «Злоумышленники неизвестны» (считается, что именно эта картина положила начало «комедии по-итальянски»), «Большая война», «Гостиничный номер», в дилогии о Бранкалеоне, а в фильме «Россини! Россини!» запечатлел Гассмана в роли Людвига ван Бетховена; Витторио Де Сика — в фильме «Страшный суд»; Марко Феррери — в фильме «Аудиенция». [править] Востребованность за рубежом
Талант Гассмана обратил на себя внимание и за пределами Италии, причём предложения поступали со стороны очень известных режиссёров. Он снялся в двух картинах американца Роберта Олтмена; в весьма вольной экранизации «Бури» Шекспира, осуществлённой ещё одним американским режиссёром — Полом Мазурски, а также у такого крупного мастера французского кино, как Ален Рене. Наконец, поляк Кшиштоф Занусси пригласил Гассмана на главную роль в одном из наиболее углублённо-философских своих фильмов — «Парадигма».
Гассман и Дино Ризи
Чаще всего Гассман снимался у известного итальянского комедиографа Дино Ризи. Их сотрудничество началось в 1960 году; в общей сложности Гассман снялся в пятнадцати фильмах режиссёра. Среди них наибольшего внимания заслуживают два: состоящая из отдельных новелл картина «Чудовища», где Гассману довелось сыграть двенадцать ролей, в том числе одну женскую, и трагикомедия «Запах женщины». За роль слепого офицера Фаусто в «Запахе женщины» Гассман был удостоен приза как лучший исполнитель мужской роли на МКФ в Канне (1975). В последний раз Гассман снялся у Ризи в фильме «Просьба не беспокоиться» (1990), виртуозно воссоздав образ отринутого своей семьей, не вполне адекватного психически старика, единственным другом которого является его внучка.
Гассман в сознании отечественного зрителя
Для отечественного зрителя Витторио Гассман ассоциируется прежде всего с фильмом Дино Ризи «Именем итальянского народа» (в советском прокате — «Полмиллиарда за алиби»), с премированным на IX МКФ в Москве лирическим кинороманом Этторе Скола «Мы так любили друг друга» и с лучшим фильмом Валерио Дзурлини, кафкианской притчей «Татарская пустыня». Фильм бельгийского режиссёра Андре Дельво «Бенвенута», хотя и был в советском прокате, но не слишком запомнился нашим зрителям. Не очень известна у нас и экранизация «Войны и мира» Толстого, выполненная Кингом Видором, в которой Гассман сыграл Анатоля Курагина.
Награды
- 1975 - Приз за лучшее исполнение мужской роли на МКФ в Канне
- 1996 — на МКФ в Венеции Витторио Гассману был присужден почётный «Золотой лев» за творческую деятельность в кино.
Избранная фильмография
Актёр
- 1948 — Таинственный кавалер, реж. Риккардо Фреда
- 1949 — Горький рис, реж. Джузеппе Де Сантис
- 1953 — Рапсодия, реж. Чарльз Видор
- 1956 — Война и мир, реж. Кинг Видор
- 1958 — Буря, реж. Альберто Латтуада
- 1959 — Большая война, реж. Марио Моничелли
- 1961 — Страшный суд, реж. Витторио Де Сика
- 1962 — Обгон, реж. Дино Ризи
- 1962 — Поход на Рим, реж. Дино Ризи
- 1963 — Чудовища, реж. Дино Ризи
- 1964 — Гаучо, реж. Дино Ризи
- 1966 — Армия Бранкалеоне, реж. Марио Моничелли
- 1967 — Семь раз женщина, реж. Витторио Де Сика
- 1970 — Бранкалеоне в крестовых походах, реж. Марио Моничелли
- 1971 — Аудиенция, реж. Марко Феррери
- 1972 — Именем итальянского народа («Полмиллиарда за алиби», реж. Дино Ризи)
- 1975 — Запах женщины, реж. Дино Ризи
- 1975 — Мы так любили друг друга, реж. Этторе Скола
- 1976 — Татарская пустыня, реж. Валерио Дзурлини
- 1976 — Потерянная душа, реж. Дино Ризи
- 1977 — Новые чудовища, реж. Дино Ризи, Марио Моничелли и Этторе Скола
- 1978 — Свадьба, реж. Роберт Олтман
- 1979 — Терраса, реж. Этторе Скола
- 1979 — Квинтет, реж. Роберт Олтман
- 1979 — Дорогой папа, реж. Дино Ризи
- 1981 — Гостиничный номер, реж. Марио Моничелли
- 1982 — Жизнь — это роман, реж. Ален Рене
- 1982 — Буря, реж. Пол Мазурски
- 1983 — Бенвенута, реж. Андре Дельво
- 1985 — Парадигма, реж. Кшиштоф Занусси
- 1987 — Семья, реж. Этторе Скола
- 1989 — Забыть Палермо, реж. Франческо Рози
- 1990 — Тысяча и одна ночь
- 1990 — Просьба не беспокоиться, реж. Дино Ризи
- 1991 — Россини! Россини!, реж. Марио Моничелли
- 1994 — Авраам /Abraham, в роли - Фарра, реж. Джозеф Сарджент
- 1996 — Спящие, реж. Барри Левинсон
- 1998 — Ужин, реж. Этторе Скола
Режиссёр
- 1956 — Кин (совместно с Ф. Рози)
- 1968 — Алиби
- 1972 — Без семьи (по роману Гектора Мало)
- 1983 — От отца к сыну (совместно с Алессандро Гассманом)
Книги Витторио Гассмана
- 1981 — «Большое будущее за плечами» (Un grande avvenire dietro le spalle, автобиография)
- 1990 — «Записки из-под лестницы» (Memorie del sottoscala, роман)
- 1992 — «Недержание слов» (Mal di parola, сборник рассказов)
- 1992 — «Любовные письма о прекрасном» (Lettere d’amore sulla bellezza)
- 1997 — «Искренняя ложь» (Bugie sincere)
Ссылки
Комментарии |
Вконтакте |