Личные инструменты
Поделиться ссылкой:
 
Реклама:

Гриффит, Дэвид Уорк

Материал из Все о кино

(Перенаправлено с Дэвид Гриффит)
Перейти к: навигация, поиск
Дэвид Уорк Гриффит
David Llewelyn Wark Griffith

Фото
Дэвид Гриффит
Имя при рождении
David Llewelyn Wark Griffith
Дата рождения
22 января 1875
Место рождения
Ла-Гранж, в Кентукки, США
Дата смерти
23 июля 1948
Место смерти
Голливуд, США
Гражданство
США
Карьера
1907—1931
Направление
Награды
Оскар (1936)

Дэ́вид Лью́элин Уорк Гри́ффит (англ. David Llewelyn Wark Griffith; 22 января 1875, Крествуд, штат Кентукки — 23 июля 1948) — американский кинорежиссёр, актёр, сценарист, продюсер, с творчества которого часто отсчитывают историю кино как особого вида искусства.

Содержание

Биография

Ранние годы

Дэвид Уорк Гриффит родился в Крествуде, близ Ла-Гранжа (округ Олдэм, штат Кентукки) 22 января 1875 года. Семья Гриффитов была валлийского происхождения, изначально жила зажиточно, но отец Гриффита во время гражданской войны встал на сторону Юга и стал полковником армии конфедератов. После поражения Юга семья Гриффит была разорена, и им пришлось жить на жалованье старшей дочери Мэтти, учительницы. До кино Гриффит перепробовал много профессий. Он был редактором маленькой газетки в своём городе, затем в «Луисвилльском курьере», чернорабочим, металлургом, служащим, библиотекарем, лифтёром, «мальчиком» при площадке для игры в гольф, пожарным. К 20 годам он стал мелким актёром в труппах, совершающих турне по провинциям. Гриффит мечтал стать писателем и весь свой досуг употреблял на сочинение поэм, рассказов и даже пьес. Некоторые из его новелл и стихов были опубликованы в популярных журналах. Его пьеса «Глупец и девушка» две недели шла в Вашингтоне и Филадельфии в октябре 1907 года.

Дебют в кино

Весной 1907 года Дэвиду Гриффиту посоветовали обратиться в киностудии. Гриффит и его жена получили приглашения не только от «Байографа», но и от «Эдисона». Так, для компании «Эдисон» Гриффит вместе с Эдвином С. Портером снял фильм «Спасенный из орлиного гнезда», где сам сыграл роль пылкого горца, вырывающего ребенка из когтей хищника.

Осенью того же 1907 года Гриффит играл главную роль в фильме-погоне «Снежное чучело». В это время Гриффит начал писать сценарии. Одной из его первых работ был сценарий по мелодраме Викторьена Сарду «Тоска». Он предложил её Портеру, но, получив отказ, передал компании Эдисона. «Байограф» ставит фильм по сценарию Гриффита «Старый ростовщик Исаак». В начале июня 1908 года Гриффит начал на Саунд Бич в Нью-Джерси съёмку своего первого фильмa «Приключения Долли».

17 августа 1908 года Гриффит был приглашен «Байографом» в качестве главного режиссёра с окладом в 50 долларов в неделю. Он подписал годовой контракт, по которому, согласно обычаю того времени, получал проценты с продажи поставленных им фильмов, и начал выпускать по два фильма в неделю с участием Флоренс Лоуренс.

Расцвет

Гриффит не ограничился остросюжетными фильмами. Он с самого начала стал вводить в репертуар "Байографа" экранизации классических литературных произведений ("Укрощение строптивой" Шекспира, "Воскресение" Толстого). Гриффит все время расширял репертуар, использовал новые темы, одновременно усовершенствуя естественную манеру актерской игры. Он настойчиво рекомендовал актерам внимательно наблюдать жизнь, но не механически копировать увиденное, а переживать, включать воображение.

В 1914 году журналист Фрэнк Вудс предложил режиссеру экранизировать роман священника Т. Диксона "Человек клана", о войне Севера и Юга. Будучи сам южанинон, Гриффит загорелся этой идеей. Он поставил перед собой задачу воссоздать подлинную историю Гражданской войны, рассказать правду об этом нелёгком периоде американской истории. Его стремление к достоверности было настолько велико, что он пригласил для консультаций ветеранов Гражданской войны. Они помогли отыскать натуру, похожую на подлинные поля битв. С их помощью Гриффит пытался воспроизвести реальную обстановку сражений. Фильм сняли за девять недель, однако на монтаж, редактуру и музыкальную партитуру Гриффит потратил более трех месяцев.

8 февраля 1915 года в Лос-Анджелесе состоялась премьера первого полнометражного фильма Гриффита, который получил название "Рождение нации". Показ шел почти три часа. Уже первые сцены, особенно атака со знаменем в руках, вызвали аплодисменты. Во второй части фильма зритель полностью был захвачен действом. Сцены с Мей Марш вызвали рыдания во всем зале, а смерть ее — общий стон ужаса. Фильм принес 50 миллионов долларов, в то время как на его производство и рекламу было затрачено всего 110 тысяч. Тем временем Гриффит задумывает еще более грандиозный проект. В 1916 году он ставит "Нетерпимость". Фильм состоит из четырех сюжетов: борьба вавилонского царя Валтасара со жрецами, распятие Иисуса Христа, уничтожение католиками гугенотов в Варфоломеевскую ночь и, наконец, последний эпизод, уже из настоящего времени, рассказывает, как бездушный закон едва не казнил невиновного человека. Однако в прокате "Нетерпимость" потерпела провал. Два миллиона убытков! Возможно, в 1916 году зритель не был готов к восприятию открытий интеллектуального кинематографа. Среди причин неудачи называлась и неблагоприятная политическая ситуация.

Еще один шедевр Гриффита появился год спустя. Правда, когда он решил ставить фильм "Путь на Восток" по довольно слабой пьесе Лотти Паркер, многие решили, что режиссер сошел с ума. Причем только за право экранизации он заплатил неслыханную сумму — сто семьдесят пять тысяч долларов - больше, чем стоила постановка "Рождения нации". В новый фильм Гриффит вложил все свое умение, всю убежденность в своей правоте. И выиграл.

Интимная драма красивой и скромной девушки Анны Мур (Лилиан Гиш) благодаря Гриффиту вызвала всеобщее сочувствие. Чрезвычайно впечатляюще была снята (и стала хрестоматийной) сцена ледохода — он уносил бесчувственное тело героини, но сын фермера, прыгая по льдинам, успевал схватить на руки девушку в нескольких метрах от огромного водопада. В 1921 году Гриффит снимает картину "Две сиротки" по мелодраме Д'Эннери и Кормона. Этот супербоевик имел почетную коммерческую карьеру, но все же принес убытки, поскольку с ним конкурировал одноименный итальянский фильм. Здесь, в "Сиротках", Гриффиту в последний раз удалось передать эпическое дыхание времени.

Черная полоса

Но затем Гриффит попадает в полосу неудач. Последние фильмы вызывают почтение и — разочарование. "Новое блестящее произведение мистера Гриффита, к сожалению, не является блестящим". Гриффит начинает нервничать и избавляться от актеров. После гигантского успеха Мей Марш в "Нетерпимости" он снял ее только в слабом фильме "Белая роза". Бартелмеса отставляет после превосходной работы в "Сломанных побегах" и "По пути на Восток". Наконец отправляет в отставку и Лилиан Гиш.

В 1923 году режиссер готовит большой патриотический фильм с громким названием "Америка", посвященный истории освобождения американских колоний от английского владычества. Фабула была взята у модного писателя Роберта Чемберса. Фильм провалился в прокате. Гриффит ставит фильм за фильмом (деньги как-то находятся), сам выбирает темы и сценарии, при этом неизменно снимает в главной роли Дэмпстер. Компаньоны Гриффита по "Юнайтед Артистс" Пикфорд, Фербенкс и Чаплин были поражены легкомыслием человека, "сделавшего американский кинематограф". Да и банки уже отказывались субсидировать фильмы Гриффита.

Он уезжает в Европу — пробует достать деньги в Англии и в Италии. Возвращается ни с чем. Затем отправляется в Германию, рассчитывая произвести там фурор своим фильмом "Разве жизнь не чудесна?" — о послевоенной Германии, разоренной, нищей, униженной победителями. Но массовому зрителю это было неинтересно. Не помогла и прекрасная Кэрол Демпстер. А на постановку ушло четверть миллиона долларов.

Чтобы платить долги — старые, за "Нетерпимость", и новые, за "независимую" компанию "Гриффит", в 1924 году Дэвид Уорк поступает на службу в фирму "Феймос Плейерс" ("Парамаунт"), к Адольфу Цукору. Но и здесь его преследуют неудачи. Не пользуются коммерческим успехом ленты "Салли из опилок", "Девица Ройл", "Скорбь сатаны". Гриффит возвращается в фирму "Юнайтед Артистс", где хозяином стал Джозеф Шенк. И этот, 1927й год, стал еще более катастрофическим для режиссера. Провалы фильмов и — потеря актрисы. Демпстер предпочитает бросить неудачливого гения. Гриффит стал сильно пить. Битцер с отчаянием пишет, что "король экрана" превратился в беспомощного старика. Еще в начале 1920-х годов Гриффит предпринимал попытки снять звуковое кино. В 1930 году он снял свой первый полностью звуковой фильм "Авраам Линкольн". Гриффит попытался напомнить о шедевре, о "Рождении нации". Вновь зашагали солдаты в кепи образца 1861 года. Снова шумиха, войска, патетические сцены — и полное разочарование.

Открытие монтажа

Необычайно интересны рассказы оператора Битцера о том, как создавали "вуали" и "затемнения", прожигая сигаретой дыры в куске кисеи, о том, как, случайно сняв "полутемный" кадр, он, Битцер, ужаснулся, а Гриффит пришел в восхищение. Некоторые приемы, порой приписываемые Гриффиту, например, крупный план или исчезновение изображения, уже употреблялись до него. Но именно Гриффит довел эти приемы до совершенства, свёл воедино все, что использовалось ранее, и показал захватывающие дух возможности кино. Он создал профессию кинорежиссера. Ведь, как отмечает автор книги о Гриффите Л. Трауберг, "задача режиссера была не только задачей нахождения "затемнения", даже вовсе не ею, — требовалось жить "одной душой", в одном ритме со зрительным залом. Именно этим нервным ритмом владел почти с первого фильма режиссер "Байографа", и это то, что сделало его режиссером номер один".

Гриффит строил сцены из нескольких кадров, снятых разными планами. Он первым понял, что монтаж — художественное средство: от порядка соединения кадров, от длины кусков, а следовательно, и от темпа, от быстроты их чередования — зависит смысл, ритм, настроение, атмосфера сцены. Прежде чем Гриффит свел все технические приемы в систему, прошло пять лет, которые можно характеризовать как годы поисков, находок, утрат, продвижения ощупью. За пять лет в "Байографе" Дэвид Уорк Гриффит сделал четыреста с лишним небольших (состоящих из одной части) фильмов. Зрительский успех его картин во многом определяла напряженная фабула и, конечно же, счастливый конец захватывающих историй ("Уединенная вилла", "Девушка, которой доверены деньги" и др.).

Последние годы

Гриффит пробовал делать картины и в дальнейшем. Деньги он получал от продажи акций компании "Юнайтед Артистс" и от проката старых фильмов. "Веласкес экрана" появлялся в городе в старых костюмах с потрепанными манжетами. Иногда его сопровождали сомнительные женщины. Линда Арвидсон давно покинула Гриффита, и после их официального развода он женился в 1936 году на молодой актрисе Эвелин Болдвин. Через несколько дней после свадьбы его наградили "Оскаром" за вклад в киноискусство. Когда Гриффит услышал овации, на его глазах появились слезы. После этого он редко появлялся на людях. В течение пятнадцати недель выходила радиопередача "Голливуд глазами Гриффита". Гриффит писал стихи, мемуары и сценарии, иногда символически участвовал в фильмах других режиссеров.

В годы Второй мировой войны Гриффит и Эвелин Болдвин жили в Голливуде. По воскресеньям он выезжал в небольшое ранчо в Сан-Фернандо. Летом 1945 года Гриффиту было присуждено почетное звание доктора литературы за большой вклад в развитие киноискусства. Но поехать в Луисвилльский университет для получения диплома он не смог.

Гриффит заметно сдал, он оскорблял друзей, тяготился домом, говорил, что его стесняют узы брака. Эвелин в конце концов не выдержала и в октябре 1947 года подала на развод. Гриффит не возражал, заявив, что он "холостяк по убеждению". Дэвид Уорк поселился в гостинице и обрек себя на одиночество. По ночам бродил по улицам Лос-Анджелеса, не отвечал на телефонные звонки. 22 июля 1948 года у Гриффита случилось кровоизлияние в мозг. Он нашел в себе силы спуститься в вестибюль отеля. Его отвезли в госпиталь. 24-го числа гений кино скончался. Хоронили его 28 июля в "Масонском храме" в Голливуде (Гриффит стал масоном еще в дни "Байографа"). На панихиде было около двух сотен человек и большей частью старики. После похоронной церемонии тело Гриффита было доставлено самолетом в Ла-Гранж и похоронено в фамильном склепе. Два года спустя прах перенесли в новую могилу, окруженную старой оградой с гриффитовской фермы, а гильдия режиссеров поставила там памятник.

Избранная фильмография

Пять фильмов Дэвида Гриффита включены в Национальный кинореестр США как имеющие "культурное, историческое или эстетическое значение":

Полная фильмография

Режиссёр

  • 1931 Борьба | Struggle, The (США)
  • 1930 Авраам Линкольн | Abraham Lincoln (США)
  • 1929 Леди с тротуара | Lady of the Pavements (США)
  • 1928 Битва полов | Battle of the Sexes, The (США)
  • 1928 Фанфары любви | Drums of Love (США)
  • 1926 Печаль сатаны | Sorrows of Satan, The (США)
  • 1926 Эта девушка Ройл | That Royle Girl (США)
  • 1925 Салли из опилок | Sally of the Sawdust (США)
  • 1924 Америка | America (США)
  • 1924 Разве жизнь не чудесна? | Isnt Life Wonderful (США)
  • 1923 Белая роза | White Rose, The (США)
  • 1922 Сиротки бури | Orphans of the Storm (США)
  • 1921 Улица Грез | Dream Street (США)
  • 1920 Величайший вопрос (США)
  • 1920 Водопад жизни | Way Down East (США)
  • 1920 Танцующий идол (США)
  • 1920 Цветок любви (США)
  • 1919 Величайшая вещь в жизни (США)
  • 1919 Верное сердце Сузи | True Heart Susie (США)
  • 1919 Девушка, оставшаяся дома (США)
  • 1919 Кровавые дни (США)
  • 1919 Любовь в Счастливой долине | Romance of Happy Valley, A (США)
  • 1919 Сломанные побеги | Broken Blossoms (США)
  • 1918 Великая любовь (США)
  • 1918 Сердце мира | Hearts of the World (США)
  • 1916 Нетерпимость | Intolerance (США)
  • 1915 Рождение нации | Birth of a Nation, The (США)
  • 1914 Юдифь из Бетулии | Judith of Bethulia (США)
  • 1913 Барышня и мышка | The Lady and the Mouse (США)
  • 1913 Битва полов | Battle of the Sexes, The (США)
  • 1913 Материнская любовь | Mother Love (США)
  • 1913 Сын его матери | His Mother's Son (США, короткометражный)
  • 1913 Три друга | Three Friends (короткометражный)
  • 1912 В глухих уголках леса (США)
  • 1912 Слепая любовь | Blind Love (США, короткометражный)
  • 1911 Битва | The Battle (США, короткометражный)
  • 1911 Рукавица смазчика (США)
  • 1911 Телеграфистка из Лоундэйла | The Lonedale Operator (США, короткометражный)
  • 1910 Два брата | The Two Brothers (США, короткометражный)
  • 1909 Каминный сверчок | The Cricket on the Hearth (США, короткометражный)
  • 1909 Мать его жены | His Wife's Mother (США, короткометражный)
  • 1909 Спекуляция пшеницей (США, короткометражный)
  • 1909 Уединенная судьба (США)
  • 1908 Мужчина и женщина | The Man and the Woman (США, короткометражный)
  • 1908 Приключения Долли | Adventures of Dollie, The (США, короткометражный)
  • 1908 Укрощение строптивой | The Taming of the Shrew (США, короткометражный)

Сценарист

  • 1931 Борьба | Struggle, The (США)
  • 1924 Разве жизнь не чудесна? | Isnt Life Wonderful (США)
  • 1923 Белая роза | White Rose, The (США)
  • 1922 Сиротки бури | Orphans of the Storm (США)
  • 1921 Улица Грез | Dream Street (США)
  • 1920 Водопад жизни | Way Down East (США)
  • 1919 Любовь в Счастливой долине | Romance of Happy Valley, A (США)
  • 1919 Сломанные побеги | Broken Blossoms (США)
  • 1918 Сердце мира | Hearts of the World (США)
  • 1916 Нетерпимость | Intolerance (США)
  • 1915 Рождение нации | Birth of a Nation, The (США)
  • 1914 Юдифь из Бетулии | Judith of Bethulia (США)
  • 1913 Барышня и мышка | The Lady and the Mouse (США)
  • 1911 Битва | The Battle (США, короткометражный)
  • 1909 Мать его жены | His Wife's Mother (США, короткометражный)
  • 1909 Спекуляция пшеницей | A Corner in Wheat (США, короткометражный)
  • 1908 Мужчина и женщина | The Man and the Woman (США, короткометражный)
  • 1908 Укрощение строптивой | The Taming of the Shrew (США, короткометражный)

Композитор

Продюсер

  • 1940 Миллион лет до нашей эры | One Million B.C. | Battle of the Giants (США)
  • 1931 Борьба | Struggle, The (США)
  • 1930 Авраам Линкольн | Abraham Lincoln (США)
  • 1928 Битва полов | Battle of the Sexes, The (США)
  • 1928 Фанфары любви | Drums of Love (США)
  • 1926 Печаль сатаны | Sorrows of Satan, The (США)
  • 1925 Салли из опилок | Sally of the Sawdust (США)
  • 1924 Америка | America (США)
  • 1924 Разве жизнь не чудесна? | Isnt Life Wonderful (США)
  • 1923 Белая роза | White Rose, The (США)
  • 1922 Сиротки бури | Orphans of the Storm (США)
  • 1921 Улица Грез | Dream Street (США)
  • 1920 Водопад жизни | Way Down East (США)
  • 1919 Верное сердце Сузи | True Heart Susie (США)
  • 1919 Любовь в Счастливой долине | Romance of Happy Valley, A (США)
  • 1919 Сломанные побеги | Broken Blossoms (США)
  • 1918 Сердце мира | Hearts of the World (США)
  • 1916 Макбет | Macbeth (США)
  • 1916 Нетерпимость | Intolerance (США)
  • 1915 Рождение нации | Birth of a Nation, The (США)
  • 1911 Телеграфистка из Лоундэйла | The Lonedale Operator (США, короткометражный)

Признание и награды

Культурное влияние

Терминология Гриффита

В практике американского кино введённые Гриффитом приёмы монтажа получили специальное название: параллельный монтаж (англ. cross-cut), перекрёстный монтаж (англ. cut back или англ. flash back), короткий монтаж (англ. switch back).

По Гриффиту: параллельное действие — действие, которое проходит в нескольких планах одновременно.

Ссылки

Комментарии

Вконтакте Facebook
Мировое искусство Rambler's Top100 Powered by MediaWiki
Последнее изменение страницы: 09:57, 7 апреля 2011.
[GNU FDL] [Источник]

© vseokino.ru 2006—2024

Новые материалы

Справка

Контакты