Касабланка (фильм, 1942)
Материал из Все о кино
Casablanca

сценария
ролях
Ингрид Бергман
Пауль Хенрид
Клод Рэйнс
Конрад Фейдт
Сидни Гринстрит
Питер Лорр
Мадлен ЛеБо
Дули Уилсон
Джой Пэйдж
Джон Куолен
Леонид Кински
Курт Буа
Фрэнк Арнольд
Леон Беласко
Оливер Блэйк
Монти Блю
Джино Коррадо
Франко Корсаро
Марсель Далио
Хельмут Дантин
Джин Дел Вал
Уильям Эдмундс
Херберт Эванс
Грегори Гэй
Олаф Хиттен
Чарльз Ла Торре
Майкл Марк
Луи Мерсье
Альберто Морин
Пол Поркази
Фрэнк Пулья
Жорж Ренавент
Хенри Роулэнд
Дэн Сеймур
Джеральд Оливер Смит
Джеффри Стил
Норма Варден
Лео Уайт
«Касабланка» (англ. Casablanca)
Содержание |
Сюжет 1
Оставивший родину американец Рик Блэйн, владелец игорного клуба в Касабланке, случайно встречается с покинувшей его несколько лет назад возлюбленной, Ильзой, которая приехала в город вместе со своим нынешним мужем, борцом антифашистского сопротивления Виктором Лазло.По их следу идут немцы, и Ильза пытается упросить Рика отдать принадлежащие ему важные документы, которые позволят Виктору бежать из Касабланки, чтобы продолжить свою борьбу.
(Источник описания: http://kinopoisk.ru)
Сюжет 2
Долгое время "Касабланка" считалась самой лучшей романтичной картиной, созданной в Голливуде, скорее иконой, чем произведением искусства. Так ли это? Да и сейчас фильм остается великолепной, дарящей наслаждение мелодрамой с безупречной режиссурой, прекрасной игрой актеров, пробуждающей наши мечты и сожаления об утерянных возможностях и ушедшей любви, о любви и чести. Все в "Касабланке" сделано так как надо — похоже снята была эта черно-белая лента под счастливой звездой. Покинувший Родину американец Рик Блэйн (Хамфри Богарт), циничный владелец клуба в Касабланке, узнает, что его старая любовь, Ильза (Ингрид Бергман), бросившая его несколько лет назад, приехала в город со своим мужем, борцом Сопротивления Виктором Лазло (Пол Хенрид). По их следу идут немцы, и Ильза хочет умолить Рика отдать принадлежащие ему бесценные документы, которые позволят Виктору бежать из Касабланки и продолжить борьбу с фашизмом. Со дня выхода на экраны в ноябре 1942 года "Касабланка" был фильмом, в котором идеально скомбинированы волнующая любовная история, захватывающая интрига и то настоящее чувство, которое заставляет сердце биться сильнее — с каждым просмотром лента нравится все больше и больше. У многих поколений совершенно непостижимым образом просмотр вызывает свою ностальгию, а ведь прошло уже столько лет. Просто это фильм о вечном... Кстати, премьера состоялась на День Благодарения 1942 года в Нью-Йорке спустя три недели после того, как союзники высадились в Касабланке. Звезда Богарта взлетела на новые высоты. Фильм был выдвинут на "Оскар" по восьми номинациям: лучшая мужская роль (Богарт), лучшая мужская роль второго плана (Клод Рэйнс), лучшая операторская работа, лучший монтаж, лучшее музыкальное сопровождение, и получил три: лучшая картина, лучший сценарий и лучшая режиссура. (М. Иванов)
(Источник описания: http://film.ru)
Сюжет 3
Покинувший Родину американец Рик Блэйн, циничный владелец клуба в Касабланке, узнает, что его старая любовь, Ильза, бросившая его несколько лет назад, приехала в город со своим мужем, борцом Сопротивления Виктором Лазло. По их следу идут немцы, и Ильза хочет умолить Рика отдать принадлежащие ему бесценные документы, которые позволят Виктору бежать из Касабланки и продолжить борьбу с фашизмом. Со дня выхода на экраны в ноябре 1942 года "Касабланка" был фильмом, в котором идеально скомбинированы волнующая любовная история, захватывающая интрига и то настоящее чувство, которое заставляет сердце биться сильнее — с каждым просмотром лента нравится все больше и больше. У многих поколений совершенно непостижимым образом просмотр вызывает свою ностальгию, а ведь прошло уже столько лет. Просто это фильм о вечном... (М. Иванов)
(Источник описания: http://film.ru)
Кадры из фильма
В ролях
- Хамфри Богарт (Humphrey Bogart) — Rick Blaine (Гонорар: $ 2 200 (/неделя))
- Ингрид Бергман (Ingrid Bergman) — Ilsa Lund (Гонорар: $ 25 000)
- Пол Хенрейд (Paul Henreid) — Victor Laszlo
- Клод Рэйнс (Claude Rains) — Capt. Renault (Гонорар: $ 4 000 (/неделя))
- Конрад Вейдт (Conrad Veidt) — Maj. Strasser (Гонорар: $ 5 000 (/неделя))
- Сидни Гринстрит (Sydney Greenstreet) — Signor Ferrari (Гонорар: $ 4 000 (/неделя))
- Питер Лорр (Peter Lorre) — Ugarte (Гонорар: $ 500)
- С.З. Сакалл (S.Z. Sakall) — Carl
- Мадлен ЛеБо (Madeleine LeBeau) — Yvonne
- Дули Уилсон (Dooley Wilson) — Sam (Гонорар: $ 350)
- Джой Пейдж (Joy Page) — Annina Brandel
- Джон Куолен (John Qualen) — Berger
- Леонид Кински — Sascha
- Курт Бойс (Curt Bois) — Pickpocket
- Луис В. Арко (Louis V. Arco) — Refugee at Rick's, в титрах не указан
- Леон Беласко — Dealer, в титрах не указан
- Труде Берлинер (Trude Berliner) — Baccarat player, в титрах не указан
- Оливер Блейк (Oliver Blake) — Waiter at the Blue Parrot, в титрах не указан
- Монте Блу (Monte Blue) — American, в титрах не указан
- Джино Коррадо (Gino Corrado) — Waiter, в титрах не указан
- Франко Корсаро — Conspirator, в титрах не указан
- Фрэнк Арнольд — '
- Марсель Далио — '
- Хельмут Дантин — '
- Джин Дел Вал — '
- Уильям Эдмундс — '
- Херберт Эванс — '
- Грегори Гэй — '
- Олаф Хиттен — '
- Чарльз Ла Торре — '
- Майкл Марк — '
- Луи Мерсье — '
- Альберто Морин — '
- Пол Поркази — '
- Фрэнк Пулья — '
- Жорж Ренавент — '
- Хенри Роулэнд — '
- Дэн Сеймур — '
- Джеральд Оливер Смит — '
- Джеффри Стил — '
- Норма Варден — '
- Лео Уайт — '
Награды
- Оскар (1944 год)
- Награда: Лучший фильм
- Награда: Лучший режиссер (Майкл Куртис)
- Награда: Лучший сценарий
- Номинация: Лучшая мужская роль (Хамфри Богарт)
- Номинация: Лучшая мужская роль второго плана (Клод Рэйнс)
- Номинация: Лучшая работа оператора (ч/б фильмы)
- Номинация: Лучший монтаж
- Номинация: Лучший саундтрек для драматических/комедийных картин
- В 2006 году голосованием Американской гильдии сценаристов сценарий «Касабланки» был выбран лучшим в истории кинематографа.
Ранее «Миссис Минивер» 1942 | Премия «Оскар» за лучший фильм года 1943 | Далее «Идти своим путём» 1944 |
Интересные факты
- Премьера состоялась на День Благодарения 1942 года в Нью-Йорке спустя три недели после того, как союзники высадились в Касабланке.
- Слоган фильма: "As exciting as the landing at Casablanca! (NY Premiere Poster Ad)"
- В 1940 году драматург Мюррей Бреннет вместе с Джоан Элисон сочинил пьесу «Все приходят к Рику», которая и легла в основу фильма. В театре эта пьеса так и не была поставлена.
- В сценарный отдел студии Warner Bros. пьеса попала 8 декабря 1941 года, а 31 декабря продюсер будущего фильма Хэл Б. Уоллис дал ей другое название – «Касабланка».
- Сценаристы фильма Джулиус и Филип Эпштейны – братья близнецы, не работавшие вместе до 1938 года.
- Третий автор сценария, Ховард Кох, был автором нашумевшей радиопостановки «Война миров», вызвавшей панику среди миллионов американцев (они поверили в то, что на Землю напали марсиане).
- Братья Эпштейн закончили работу над сценарием за три дня до начала съемок, к которым приступил режиссер Майкл Куртис 25 мая 1942 года. Ховард Кох завершил свой вариант сценария через две недели после начала съемок.
- Во время работы над сценарием Эпштейны и Кох находились в разных местах.
- Финал фильма не могли придумать до самого конца съемок.
- В 80-х годах сценарий картины, смеха ради, разослали по разным голливудским студиям и кинокомпаниям под его первым названием. Многие не узнали в нем «Касабланку» и посчитали, что этот сценарий недостаточно хорош, чтобы по нему можно было снять приличное кино.
- Большинство актеров, сыгравших роли нацистов, по национальности евреи.
- Ни Богарт, ни Бергман не были первым выбором режиссера. Поначалу на главную роль планировался находившийся тогда в зените голливудской славы актер Рональд Рейган — будущий президент США. А ведущий женский образ должна была сыграть актриса Мишель Морган, потребовавшая гонорар в $55 тыс. Продюсер отказался платить эти деньги, когда выяснилось, что Ингрид Бергман согласна на сумму, вполовину меньше.
- Сценарий закончили писать всего за три дня до начало съемок, а финал картины не могли придумать до последнего съемочного дня. А когда Ингрид Бергман спросила, в кого же влюблена ее героиня, режиссер Майкл Кертис предложил ей играть так, как будто она колеблется в чувствах между двумя мужчинами.
- В кинофильме «Чёрная кошка, белый кот» (реж. Эмир Кустурица, 1998) герой фильма Грга неоднократно просматривает финальные кадры «Касабланки» с фразой, которую он повторяет и цитирует: «Я думаю, это послужит началом большой дружбы».
- Премьера состоялась на День Благодарения 1942 года в Нью-Йорке спустя три недели после того, как союзники высадились в Касабланке.
История фильма
Когда пытаются объяснить, чем именно велик этот фильм, называют 3 статуэтки Оскара, подбор актёров, диалоги, наконец, ту политическую и общественную роль, которую он сыграл для американского общества, но никто не говорит, что он был выдающимся из-за техники кинематографии. И не без оснований — технически этот фильм зауряден, таких был снят не один десяток. Он и планировался боссами Warner Brothers как фильм категории «Б» с не самыми выдающимися актёрами и небольшим бюджетом. Вдобавок, сценарий основывался на пьесе с невероятным сюжетом, и которую так никто и не поставил. Над переработкой сценария работало несколько человек; им удалось придумать диалоги, многие из которых вошли в историю, но к началу съёмок сценарий был незакончен. И кто знает, как сложилась бы судьба этого фильма, если не несколько обстоятельств. Уже по ходу подготовительных работ у фильма сменился продюсер — им стал Хэл Уоллис. Именно он решил заменить ещё не столь известного в то время Рональда Рейгана на звёздного Хамфри Богарта, который и сыграл главную роль. Уоллис также пригласил Ингрид Бергман (она однозначно была актрисой для фильмов класса «А») на главную женскую роль. Фильму повезло и с режиссёром - им был назначен опытный уважаемый за профессионализм венгр Майкл Кёртиц.
Сюжет фильма был актуальным. Название фильма совпадает с названием города в западном Марокко, бывшем тогда французской колонией. В вымышленном мире фильма центр жизни города «Американское кафе Рика», чей владелец Рик Блейн, американец с неясным прошлым. Бергман играет норвежку Ильзу Люнд Ласло, которая приезжает в Касабланку со своим мужем Виктором, чехом по национальности и борцом против нацистов. Они ищут возможность уехать из Касабланки в Лиссабон, чтобы оттуда отправится в Соединённые штаты. Когда они обращаются к Рику за помощью, он отвечает: «Я не стану рисковать ни из-за кого» — эту же фразу он произносит не один раз за фильм. Однако мотив Рика не так прост: он и Ильза когда-то были близки. Теперь они снова оказываются рядом, и им предстоит решить несколько вопросов: поможет ли Рик Виктору бежать в Лиссабон? и если да, то останется ли Ильза с Риком? Создатели фильма сами не знали ответов на эти вопросы. Они даже сняли несколько вариантов концовки, чтобы потом выбрать окончательную после предварительных просмотров.
Следующим обстоятельством, сыгравшим свою роль в успехе фильма, стало попадание города Касабланка на первые полосы газет: в ноябре 1942 года союзные войска заняли Касабланку, а в январе 1943 года там прошла встреча Рузвельта и Черчилля. Учитывая это обстоятельство, в «Уорнер Бразерс» решили не откладывать премьеру фильма. «Касабланка» сразу же стала хитом; «Уорнер Бразерс» получила немалые кассовые сборы; Хамфри Богард получил номинацию на премию «Оскар», а фильм выиграл в номинациях «лучший сценарий», «лучший режиссёр» и «лучший фильм». Но привлекательность фильма была не в кассовых сборах или наградах Киноакадемии. Нежелание Рика Блейна рисковать из-за кого бы то ни было было метафорическим отражением отношения американского общества к участию во Второй мировой войне, выражавшееся в политике изоляционизма, практиковавшейся до Пёрл-Харбора. И то изменение, которое произошло с Риком к концу фильма, символизировало изменение в настроениях американцев после объявления войны. Сейчас, более 60 лет спустя, «Касабланка» остаётся одним из самых популярных американских фильмов. Сила его влияния основывается не на оригинальности (особенно по сравнению с «Гражданином Кейном» Орсона Уэллса (1941), а в сюжете, своевременности фильма и способности Голливуда создавать магию кино, несмотря на почти конвейерное производство.
Саундтрек
- Casablanca / Main Title (M Steiner) - Max Steiner (4:07)
- It Had To Be You / Shine (Jones-Kahn / Dabney-Brown-Mack) - Max Steiner (2:11)
- Knock On Wood (Jerome-Scholl) - Max Steiner (1:20)
- Parlez-Moi Damour / Tango Della Rosa (Lenoir-Sievier) - Max Steiner (1:36)
- As Time Goes By (H Hupfield) - Max Steiner (1:59)
- Casablanca Medley (M Steiner) - Max Steiner (8:44)
- As Time Goes By / Die Watch Am Rhein / La Marsellaise - Max Steiner (2:42)
- Casablanca / Ending (M Steiner) - Max Steiner (2:33)
- Casablanca (First Studio Medley) Incl. As Time Goes By and Perfidia - Max Steiner (3:50)
- Casablanca (Second Studio Medley) - Max Steiner (4:46)
- Dats What Noah Done (Jerome-Scholl) - Max Steiner (1:20)
- As Time Goes By / Studio Version (H Hupfield) - Max Steiner (2:47)
- The Eagle And Me (Arien-Harburg) - Max Steiner (3:09)
Дополнительная информация
- Ограничения по возрасту (рейтинг MPAA): рейтинг PG
- Сборы в США: $1 719 913
- Рейтинг фильма на KinoPoisk.ru = 8.427 (696)
- Премьера фильма в мире: 07.12.1942
- Рейтинг IMDb: 8.8/10 (147740 голосов)
См. также
- Следующий фильм серии: Касабланка (сериал)
- Следующий фильм серии: Касабланка (сериал)
Рецензии
Ссылки
- «Casablanca»(англ.) на сайте Internet Movie Database
Это незавершенная статья о кинофильме. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.
Комментарии |
Вконтакте |