Личные инструменты
Поделиться ссылкой:
 
Реклама:

Мельес, Жорж

Материал из Все о кино

Перейти к: навигация, поиск
Жорж Мельес
Georges Méliès

Фото
Имя при рождении
Мари-Жорж-Жан Мельес
Дата рождения
8 декабря 1861
Место рождения
Париж, Франция
Дата смерти
21 января [1938
Место смерти
Гражданство
Профессия
Карьера
1895 - 1914

Жорж Мельес (фр. Maries-Georges-Jean Méliès, 8 декабря 1861 — 21 января 1938) — французский предприниматель, режиссёр, один из основоположников мирового кинематографа. Вклад Мельеса в киноискусство огромен. Волшебник и маг, он первым понял силу зрелищности кинематографа, его бесконечные возможности. Он первым стал экранизировать литературные сюжеты, его считают родоначальником многих кинематографических жанров.

Творческая деятельность Мельеса сочеталась с большой общественной и организационной работой. Он был первым президентом французского кинематографического синдиката, председателем первых международных кинематографических конгрессов. Именно ему кинематография обязана введением стандартных перфораций на кинопленке.

Французские киноведы разделяют историю кино на два потока — от Люмьера и от Мельеса. От Люмьера — неигровое кино, хроника, показывающая реальную жизнь в ее собственных формах. От Мельеса — игровое кино, воссоздающее жизнь при помощи сюжета, актеров, декораций.

Содержание

Биография

Родился в Париже в семье промышленника. Будучи обеспеченным человеком, Мельес отдавал много времени своим увлеченьям, среди которых основное место занимали театр и искусство сценической иллюзии. Вкачестве иллюзиониста он выступал принадлежавшем ему театре «Робер-Уден». В 1895 году он оказался на одном из первых киносеансов братьев Огюста и Луи Жана Люмьеров, и сразу же стал горячим поклонником кинематографа. Не сумев купить у Люмьеров сконструированную ими камеру-проектор (он предлагал большие деньги, но Люмьеры отказали, так как пытались сохранить монополию на новое развлечение, полагая, что оно очень скоро выйдет из моды и нужно ковать железо, пока горячо), Мельес нашёл возможность приобрести аналогичный аппарат английского производства и начал активно экспериментировать.

Студия Жоржа Мельеса в Монтрё

Уже в 1896 году он нашёл способ создания первых спецэффектов, основанных на стоп-кадре, покадровой съемке, двойной и многократной экспозиции, ускоренной и замедленной протяжке пленки, кашировании и других трюках. В 1897 году Мельес основал собственную студию в своём поместье в Монтрё и начал активное производство короткометражных кинофильмов.

Многие фильмы Мельеса сняты как театральные постановки со спецэффектами. Мельес сам писал сценарии, разрабатывал декорации и ставил мизансцены. Для его кинопостановок характерны минимальная «глубина кадра» (все действие разворачивается на сцене) и неподвижная камера. Мельес также снимал «псевдохронику» — постановочные сюжеты, воспроизводившие для зрителей реальные события. Например, известные снятые им короткометражки «Дело Дрейфуса» (L’affaire Dreyfus, 1899), «Коронация Эдуарда VII» (Le couronnement du roi Édouard VII, 1902) и другие. Для некоторых из них, как для «Извержения вулкана на Мартинике» (Éruption volcanique à la Martinique, 1902), Мельес также использовал спецэффекты.

С 1896 до 1914 года Мельес снял более 500 фильмов длительностью от одной до 40 минут. Пожалуй, из его работ наиболее известна комедия «Путешествие на Луну» (1902) — первый в истории кинематографа научно-фантастический фильм.

Мельес пытался зарабатывать, продавая кинотеатрам для показа копии своих фильмов, но самый крупный рынок — американский — оказался для него закрыт, так как Томас А. Эдисон считал себя владельцем всех американских патентных прав на кинотехнологии и полагал, что имеет право копировать и продавать для показа любой сделанный без его санкции фильм — в том числе фильмы Мельеса. В результате, Мельес не получил практически ничего за показ своих фильмов в США и в 1914 году вынужден был продать студию. Негативы своих фильмов он в припадке ярости сжёг.

Мельес долгое время работал продавцом игрушек на Монпарнасе. О его вкладе в развитие кинематографа никто не вспоминал до 1932 года, когда Кинематографическое общество приютило его, совершенно разорённого, в замке Орли, где он и прожил остаток жизни.

За свои заслуги Жорж Мельес был удостоен ордена Почётного Легиона. Он Закончил свои дни в пансионе для престарелых актеров, скончавшись в Париже. Похоронен на кладбище Пер-Лашез.

Творческое наследие

На данный момент точно установить, сколько фильмов было снято Жоржем Мельесом, не представляется возможным. Историки кино называют различные цифры. Морис Бессп, Жозеф-Мария Ло Дюк и Марсель Лапьер называют цифру 4000. Жорж Садуль объяснят такое расхождение в цифрах тем, что в каталоге своих фильмов Мельес давал отдельный номер каждому отрезку пленки длиной 20 метров, вне зависимости от того, является этот кусок самостоятельным фильмом или же только его частью.

Избранная фильмография

Кадр из фильма «Дело Дрейфуса»

Полная фильмография

1896

  • Партия в карты / Une partie de cartes
  • Замок дьявола / Le manoir du diable
  • Ужасная ночь / Une nuit terrible
  • Исчезновение дамы в театре Робер Уден / Escamotage d’une dame au théâtre Robert Houdin
  • Кошмар / Le Cauchemar
  • Садовник, жгущий траву / Jardinier brûlant des herbes — Фильм не сохранился
  • Поливальщик / L’Arroseur
  • Прибытие поезда на вокзал Жуанвиля / Arrivée d’un train — Gare de Joinville
  • Прибытие поезда на станцию в Венсанне / Arrivée d’un train gare de Vincennes
  • Выход из ателье Вибер / Sortie des ateliers Vibert
  • Прибой у волнорезов
  • Дети, играющие на пляже / Enfants jouant sur la plage
  • Сильнее учителя, или Урок езды на велосипеде / Plus fort que le maître
  • Манеж деревянных лошадок
  • Прачки
  • Добрый чертёнок
  • Расклейщик афиш
  • Цыганский табор
  • Базарный день в Трувиле / Jour de marché à Trouville
  • Уличные сценки в Париже
  • Военные сцены
  • Морские сцены
  • Прибытие русского царя в Париж
  • Фокусник, достающий из воздуха за одну минуту десять шляп / Dix chapeaux en 60 secondes
  • Стиральная машина / Les Blanchisseuses
  • Паровая машина / Batteuse à vapeur
  • Морское купание / Baignade en mer
  • Лодки покидают порт в Трувилле / Barque sortant du port de Trouville
  • Богемский лагерь / Campement de bohémiens
  • Бивак / Le Bivouac
  • Защита / Défense d’afficher

1897

  • В отдельном кабинете
  • Ванна
  • Раздражительная натурщица
  • Взятие Турнавоса / La Prise de Tournavos
  • Казнь шпиона
  • Резня на Крите / Massacres en Crète
  • Нападение на блокгауз
  • Сражение, на улицах Индии / Combat dans une rue aux Indes
  • Продажа рабов в гареме
  • Танец в гареме / Danse au sérail
  • Последний патрон / La dernière cartouche
  • Опасное восхождение на Монблан / Passage dangereux au Mont-Blanc
  • Подъём на воздушном шаре
  • Пипинг Том на берегу моря
  • Между Дувром и Кале / Entre Calais et Douvres
  • Мнимый больной
  • Американский хирург
  • Сон пьяницы / Vision d’ivrogne
  • Галлюцинации алхимика / L’Hallucination de l’alchimiste
  • Гипнотизёр
  • Дом дьявола
  • Заколдованная гостиница
  • Вор на крыше
  • Кабинет Мефистофеля / Le Cabinet de Méphistophélès
  • Фауст и Маргарита / Faust et Marguerite
  • Водолазы за работой

1898

  • Пигмалион и Галатея / Pygmalion et Galathée
  • Дилеммы новобрачной
  • Фантасмагорические иллюзии / Illusions fantasmagoriques
  • Приключения Вильгельма Телля / Les Aventures de Guillaume Tell
  • Одна голова хорошо, а четыре лучше / Un homme de têtes

1899

  • Дело Дрейфуса / L’affaire Dreyfus
  • Золушка / Cendrillon
  • Жанна д’Арк / Jeanne d’Arc
  • Клеопатра / Cléopâtre
  • Молниеносные превращения / L’Homme Protée
  • Христос, идущий по водам / Le Christ marchant sur les flots

1900

  • Человек-оркестр / L’homme-orchestre
  • Рождественский сон / Le Rêve de Noël

1901

  • Душ полковника / La douche de colonel
  • Красная шапочка
  • Беглецы из Шарантона
  • Синяя борода / Barbe-bleue
  • Человек с резиновой головой / L’homme à la tête de caoutchouc
  • Маленькая танцовщица

1902

  • ромео и джульетта / Romeo and juliet
  • Путешествие на Луну / Le Voyage dans la Lune
  • Коронация короля Эдуарда VII / Le couronnement du roi Édouard VII
  • Путешествие Гулливера в страну лилипутов и в страну гигантов / Le Voyage de Gulliver à Lilliput et chez les géants
  • Извержение вулкана на Мартинике / Éruption volcanique à la Martinique
  • Робинзон Крузо / Les Aventures de Robinson Crusoé
  • Магическое яйцо / L’Oeuf du sorcier ou L’oeuf magique prolifique
  • Дьявол и статуя / L’Oeuf du sorcier ou L’oeuf magique prolifique
  • Лысая гора
  • Человек-муха / L’homme-mouche

1903

  • Галлюцинации алхимика
  • Гибель Фауста / La damnation de Faust
  • Инфернальный котёл / Le chaudron infernal
  • Меломан /Le mélomane
  • Монстр / Le monstre
  • В царстве фей / Le royaume des fées
  • Дьявольский кэк-уок / Le Cake-walk infernal
  • Заколдованная гостиница
  • Фауст в аду / Faust aux enfers
  • Джэк и Джим / Jacques et Jim
  • Десять женщин под одним зонтиком / La Parapluie fantastique
  • Дельфийский оракул / L’Oracle de Delphes
  • Неудача никогда не приходит одна / Un Malheur n’arrive jamais seul

1904

  • Путешествие через невозможное (Невероятное путешествие) / Le voyage à travers l’impossible
  • Фауст и Маргарита / Faust et Marguerite
  • Севильский цирюльник / Le Barbier de Séville
  • Вечный жид / Le Juif errant
  • Волшебный фонарь / La lanterne magicue
  • Дом дьявола

1905

  • Рождественский ангел / L’Ange de Noël
  • Живые карты / Les cartes vivantes
  • Остров Калипсо. Улисс и гигант Полифем / Оle de Calypso: L’Ulysse et le geant Polypheme
  • Легенда о Рип Ван Винкле / La Légende de Rip Van Winkle
  • Рейс Париж — Монте-Карло / Le raid Paris-Monte Carlo en deux heures
  • Тысяча и одна ночь / Les palais des mille et une nuits
  • Чёрный дьявол / Le diable noir

1906

  • Фею Карабосс или Фатальный кинжал
  • Поджигатели (История одного преступления) / Histoire d’un crime
  • Четыреста проделок дьявола / Les Quatre cents farces du diable
  • Мыльные пузыри / Les Bulles de savon animées

1907

  • 20000 лье под водой / 20,000 Lieues Sous les Mers
  • Гамлет / Hamlet
  • История цивилизации / La Civilisation à travers les âges
  • Туннель под Ла-Маншем, или Франко-английский кошмар / Tunnel sous la manche ou Le cauchemar franco-anglais
  • Солнечное затмение и другие космические происшествия / L'éclipse du soleil en pleine lune

1908

  • Фея-стрекоза, или Волшебное озеро
  • Тартарен из Тараскона / Tartarin de Tarascon
  • Рейд Париж — Нью-Йорк на автомобиле / Le Raid Paris-New York en automobile (утерян)

1909

  • Фантастические фокусы

1911

  • Галлюцинации барона Мюнхгаузена / Les Aventures de baron de Munchhausen

1912

  • Завоевание полюса / À la conquête du Pôle

1913

  • Путешествие семьи Бурришон / Le Voyage de la famille Bourrichon

Год не известен

  • Люлли, или Разбитая скрипка
  • Юлий Цезарь
  • Соперники в любви
  • Слишком стар!

Режиссёрский почерк

Многие фильмы Мельеса сняты как театральные постановки со спецэффектами. Мельес сам писал сценарии, разрабатывал декорации и ставил мизансцены. Для его кинопостановок характерны минимальная «глубина кадра» (всё действие разворачивается на сцене) и неподвижная камера.


Умело применённый трюк, при помощи которого можно сделать видимыми сверхъестественные, воображаемые, нереальные явления, позволяет создавать в истинном смысле этого слова художественные зрелища, дающие огромное наслаждение тем, кто может понять, что все искусства объединяются для создания этих зрелищ.

Ресурсы в сети

Комментарии

Вконтакте Facebook
Мировое искусство Rambler's Top100 Powered by MediaWiki
Последнее изменение страницы: 09:24, 5 апреля 2011.
[GNU FDL] [Источник]

© vseokino.ru 2006—2022

Новые материалы

Справка

Контакты