Личные инструменты
Поделиться ссылкой:
 
Реклама:

Левша (фильм, 1999)

Материал из Все о кино

Перейти к: навигация, поиск
Левша
Жанр
Режиссёр
Автор
сценария
Оператор
Композитор
Кинокомпания
Длительность
19 мин.
Бюджет
?? млн.
Страна
Год
Оцените фильм
Рейтинг: 1.00 / 5 ( 1 голосов)

«Левша»

Содержание

Сюжет

Осторожно!  Возможны спойлеры.

ВГИК, 1999 год, оригинальное название "Der Linkshander" ("Левша"), язык немецкий, о детских годах Адольфа Гитлера в городе Линце. Юрий Кузин пытается понять природу "чрева, которое вынашивало гада". Автор "Левши" разгадку тайны Гитлера ищет вслед за многими исследователями в его комплексах. Непорочное дитя Адольф - чистый лист бумаги. Первое в его жизни насилие - попытки наставников приучить левшу писать правой. Дрессура ожесточает, провоцирует насилие ответное. Процесс дан пунктирно, но наглядно: меняется взгляд мальчика, чувство вины трансформируется в агрессивность затравленного волчонка.

(Источник описания: http://www.film.ru/article.asp?ID=128)

В ролях

Награды

Призы на кинофестивалях:

  • Вторая премия МКФ «Святая Анна»...
  • Приз «Кентавр» за лучший дебют на МКФ «Послание к человеку» в Санкт-Петербурге...
  • Приз «Фонда Ролана Быкова» на МКФ «Киношок»...
  • Приз «Человек с киноаппаратом» за режиссуру и за лучшую операторскую работу на ХIХ МКФ ВГИК...
  • Номинация МКФ в Канне (секция «Cinefoundation»)...

Интересные факты

  • Автор сценария, режиссер и продюсер "Левши" Юрий Кузин снимал свою короткометражку о детстве Гитлера почти подпольно, в аудитории ВГИКа № 219, после того как его исключили из института и выселили из общежития, как "недобросовестного плательщика". Кстати, в этой же аудитории он и жил, ночуя в каменной нише в двух метрах от пола...


Рецензии

ПОЧЕМУ В ФИЛЬМЕ «ЛЕВША» АДОЛЬФ ГИТЛЕР ХОРОШИЙ?

Откровения режиссера Юрия КУЗИНА

В сентябре 98-го меня выселили из общежития. Из числа студентов я выбыл еще в конце третьего курса, как "недобросовестный" плательщик.

Если первый год обучения во ВГИКе стоил 1600 $, то третий, только лекционный курс, обходился студенту-режиссеру в 3800.

Мысленно я поставил крест на своем дипломе, но Проведению было угодно предоставить мне шанс, которым я и воспользовался. Так появился на свет фильм о детстве Гитлера, а с ним и проблемы, о которых я рассказывал. Мое интервью было опубликовано в «СК-новостях» под заголовком "Дягилева из меня не вышло"(Полный текст интервью читайте на http://lefthander.narod.ru/gitler.html).

Кого-то моя «исповедь» покоробила, кого-то позабавила, а кого-то испугала не на шутку. Особое раздражение вызвал анонс «вгиковский изгнаник». Те из господ, кто гонителями себя не считал, стали дружно срывать с меня ореол «мученика».

Вскоре инициативная группа состряпала против меня манифест. Отлучение от церкви состоялось.

Сколотившись "Вокуруг "Левши", враги фильма напоминали авторов "Молота ведьм" - во всяком случае добротой своих намерений. Мои друзья сошлись на том, что это травля. Но за что? Ведь в интервью, которое я дал, не было ничего предосудительного? К том уже меня вновь зачислили во ВГИК, благодаря вмешательству Никиты Михалкова?

Думаю, настало время открыть подлинные причины тех событий. И сделать это нужно, хотя бы из чувства долга перед теми людьми, кто в тяжелую минуту протянул мне руку помощи.

«Дьявол играет нами, когда мы не мыслим точно». Эти слова Мераба Мамардашвили я бы поставил эпиграфом к своему комментарию. Люцифер остался бы им доволен. Кому, как не знатоку схоластики и ученой латыни, разбираться с ворохом силлогизмов, отделяя зерна от плевел. Из уважения к этой кропотливой работе, а вовсе не из-за любви к нечистому, я и решил рассказать эту историю.

А началось все в 98-м, когда в один осенний денек я потерял и работу, и жилье, и регистрацию. На доллары, что у меня оставались, я бы мог вернуться во Львов, но уязвленное самолюбие требовало сатисфакции. Тогда я и решил сделать собственный фильм, чего бы это мне не стоило. Я понимал, что дебют должен быть ярким. Когда-то я написал рассказ о детстве Гитлера, который вошел в мою дилогию об Австро-Венгрии. Первая новелла из этой серии называлась "Кавалер розг" и была посвящена детству австрийского писателя и либертена Леопольда фон Захер-Мазоха. Фильм о нем я снял на втором курсе ВГИКа, после чего был приглашен Кшиштофом Занусси на стажировку к Анджею Вайде. Вторая новелла рассказывала о детских годах Адольфа Гитлера в городе Линце.

Но, приступая к теме, я понимал, что идти по пути Фрица Дица или Кукрыниксов нельзя. Не смеяться над Люцифером, а сострадать ему стало моей задачей. Художник это адвокат Дьявола: он не клеймит зло, а выслушивает его, разгадывает причины таинственной способности зла снова и снова возрождаться, в любое время и в любом месте. Гитлер-ребенок – вот решение, которого никто не ждал. Ведь Сатана, как писал Бердяев, рождается из пены на губах ангела. Это мгновение я и решил запечатлеть.

Конкретный случай навел меня на мысль о неотвратимости наказания для взрослых за насилие над ребенком. Один человек рассказал мне, как его, левшу, переучивали писать правой, что он чувствовал при этом, и как превратился в мизантропа, мечтающего поквитаться с теми, кто его унизил. Этот случай я и решил исследовать. Мой герой вначале картины выводит левой рукой "Адольф Шикльгрубер" - фамилию матери… В конце же его забинтованная правая рука ставит закорючку "Адольф Гитлер". Рука повреждена в результате погрома, которому подвергся отцовский кабинет. Отец – тиран, мать – слабая женщина, учитель – психопат. А мальчишка – чистая доска, и первое, что на ней начертано – противостояние отцу как мироустроителю: «ты - построил, я -разрушу».

Но фильм, даже о мелком бесе, стоил денег. И я обратился к Чумаку, ныне уже покойному декану операторского факультета, чтобы тот познакомил меня со студентом, которого собираются отчислить. За неуспеваемость, разумеется. Я готов был снять этому двоечнику учебный фильм, но при условии, что тот вложит и свои деньги, чтобы увеличить объем картины с 10-ти, положенных ей минут, до 20-ти.

Для режиссера, оказавшегося за бортом ВГИКа, тендем с оператором-двоечником порой был единственным шансом снять свою картину.

Владимир Гаврилович немного подумал и посоветовал мне Артака Игитяна. Казалось, мы нашли общий язык. Даже подружились на какое-то время. Администрация учебной студии, узнав, что оператор-бюджетник хочет снимать фильм с режиссером, да еще с «бывшим», пригрозила урезать бюджет картины на половину. Полное финансирование сохранялось лишь за авторской операторской работой, которую во ВГИКе прозвали «священной коровой». Тот, кто ее «доил», становился и сценаристом, и режиссером, и оператором в одном лице. Как правило, это был этюд по кино-композиции.

Владимир Иванович Юсов, прочитав мой сценарий, разрешил Игитяну снимать такой этюд. Но Притчин, проректор по фильмопроизводству, отказался его запустить, сославшись на присутствие режиссера, что противоречило жанру "авторской операторской работы". В итоге пришли к компромиссу: позволить Ю.Кузину быть сценаристом и режиссером "Левши", но финансирование оператору А.Игитяну урезать на одну треть.

Чтобы восполнить дыру в бюджете мне пришлось продать все мои книги. Их было около тысячи. На вырученные деньги я покупал лес, обои для декорации, костюмы, антиквариат. Кое-что бралось с помоек, какая-то древняя, полуразрушенная мебель. На оставшиеся гроши я арендовал арабского скакуна, которого учитель Адольфа, бывший кавалерист, выезжает на корте.

Фундус, в котором мы снимали, предназначался для другой картины. Работать приходилось украдкой, в основном по ночам. Вскоре об этом узнала дирекция студии. Вначале декорацию стали ломать, требуя, чтобы я перенес ее в четвертый «коммерческий» павильон, где за каждый день съемок пришлось бы платить. Но у меня не было на это денег. Потом мне стали срывать смену за сменой, то, требуя обложить силовой кабель мостками, то, нагоняя в момент съемок пожарных. Кончилось тем, что я схватил кусок арматуры и пригрозил «убить каждого, кто станет на моем пути». Визиты на этом прекратились. Но только не беды.

В разгар съемок меня выселили из общежития. Чтобы не ночевать под открытым небом, я забирался по металлической решетке на четвертый этаж здания. Утром в обратном порядке я проделывал тот же путь. По ночам общежитие трясли омоновцы. Тех, у кого не было регистрации, сажали в автобус. Отъехав метров пятьсот, нам объясняли, как поступают с "мокроногими мексиканцами", когда те не законно пересекают границу Штатов. Когда плата за такие уроки превысила мой прожиточный минимум, я перебрался во ВГИК, в 219-ю аудиторию, где всю зиму ночевал в маленькой нише на высоте двух метров от пола. Здесь же в форме каре стояла декорация квартиры Алоиза Гитлера, отца Адольфа.

Когда слух о моем отчислении дошел до бюро пропусков, меня перестали пускать во ВГИК. Выручили художники. Колонковой кистью, как старые мастера, они нарисовали в мой просроченный билет печать института. Это произвело впечатление. Верные Русланы, завидев меня, повиливали хвостиками, словно печать отдела кадров гарантировала им мясные обрезки. Съемки продолжились.

Но воздух свободы сыграл со мной злую шутку. Поужинав после съемочного дня, я с ловкостью Тарзана забирался в свое гнездо, где меня ждали матрац, электропечь и приемник «Океан». После 23 часов охранники совершали обход. Чаще всего их уловом становились любители абсента, или парочки, жаждущие уединения.

В одну из таких ночей я испытал страх перед охотниками, с которым, должно быть, знакомы все божьи твари. Когда дверь в нашу аудиторию отворилась, я уронил зажженный фонарь, который, звеня и подпрыгивая, обрисовал лучом контуры моего жилища. Караульные насторожились. Один даже предложил вызвать милицию, а до приезда наряда, выставить у двери пост. Когда же суета за дверью улеглась, я спустился, чтобы замести следы и вновь забиться в свою конуру. Я сидел в каменной нише, закрывшись листами фанеры, и боялся, что стук моего сердца выдаст мое присутствие. Горло сдавило спазмой. Я слышал, как вновь загрохотали сапоги, как лязгнул ключ в замочной скважине. Войдя, охранники стали стучать ломами по декорации, точно загонщики в царской охоте. Это было ужасно. Никогда еще в жизни я не боялся так, как в ту ночь. Но это был особый страх. Страх не перед наказанием, а перед унижением. Ведь все, кому я мило улыбался днем, с кем репетировал, обменивался рукопожатиями, на утро узнали бы о моем позоре. О продолжении съемок, разумеется, не могло быть и речи. Я молил Бога о пощаде, произносил бессвязные заклинания, и уже готовился стать площадкой для танцоров, надевших кирзачи с металлическими набойками. Но чудо совершилось! Кто-то из янычар сказал, что свет, который они видели, скорее им померещился. Наверное, ему и в голову не могло прийти, что беглец, в поисках крова, способен затесаться между камней... Недовольные тем, что сафари сорвалось, охотники загромыхали на выход, сплевывая и чертыхаясь.

Но вот фильм закончен. Позади премьера во ВГИКе, «Святая Анна», на которой картина получила «Вторую премию». Радоваться бы, да нечему. Проблемы стали сыпаться одна за другой, точно из рога изобилия. Берлин отказался включать в конкурс фильм о детстве Гитлера, как, впрочем, и историю, рассказанную Сокуровым. Зато французы сочли рокировку забавной - две картины о Гитлере, обе из России, обе на немецком языке. И «Левшу» и «Молох» пригласили в Канн, чтобы немцы, избавившие себя от неудобных картин, не смогли избежать контакта с ними на лазурном берегу.

Но Дьявол не дремал и здесь. За месяц до Канна меня вызвала в свой кабинет Татьяна Сторчак - проректор по международным связям ВГИКа, чтобы предупредить об угрозе, которая надо мной нависла. Оказывается, Юрий Арабов, которого я ценил, боготворил и даже считал своим учителем, пустил слух о краже у него сюжета и, что хуже, героя, Адольфа Гитлера… Похититель, умыкнувший сию идею, подозрительно напоминал меня, как по словесному портрету, так и по уликам, оставленным на месте преступления… Речь шла о книге Эриха Фромма, посвященной деструктивности Гитлера, которую уважаемый драматург пересказывал на одной из своих лекций… Я на этой лекции присутствовал и даже стал писать после нее сценарий "Левши", ободряемый самим же Юрием Николаевичем… Впоследствии маэстро не однократно посещал и мою декорацию, удивляясь дотошности в воспроизведении стиля Бидермаер и схожести черт лица Никиты с портретом юного Адольфа… Каково же было мое удивление, когда спустя год я узнал, что сам Арабов снимает фильм о Гитлере со своим бессменным режиссером Александром Сокуровым… Все бы ничего, если б не интрига, возникшая в связи с этим… Сам того не ведая, я оказался соперником этих двоих, о чем узнал из каннского каталога, где из моего синопсиса было вымарано все, что касалось Гитлера, в то время как «Молоху» был посвящен целый разворот… По версии, изложенной Арабовым, я намеренно снял «Левшу», чтобы позлить Сокурова и помешать обоим гениям получить свой призы…Однако, все вышло с точностью наоборот – наград удостоились они, а не я… Уставший, голодный, я бродил по набережной Круазет, пытаясь залечить раны от нанесенных мне обид в теплых водах Лазурного берега…

Но понежиться на солнышке мне так и не пришлось. Удар был нанесен в спину. И кем? Моим оператором! Артак, которого я считал хоть и ленивым, но способным малым, «по своему» готовился к Канну. Даже книжицу издал «По ту сторону камеры» (записки кинооператора). В кулуарах, где обычно рождаются подобные опусы, ее нарекли «За лупой». Этот гимн самому себе, предназначался для иностранцев, поэтому, в срочном порядке, был переведен на три языка – редкая удача для начинающего автора.

Что же мы в нем находим? Глубокомысленные раздумья о судьбах мира, наполеоновский размах замысла, творческие муки, терзающие высокое чело…Особенно поражал пассаж: «Пока я, готовясь к съемкам, рисовал в воображении черты маленького Адольфа Шикльгрубера, режиссер уже довольно удачно подобрал актерский состав».

Или вот этот: «Настал первый день съемок. Все смотрят на меня, а я пристально гляжу на Никиту, который стоит по ту сторону камеры. Время идет. Ожидание длится. И вдруг мальчик решительно поднял глаза, посмотрел на меня и – улыбнулся. В этот самый миг будто разрушилась невидимая преграда между нами, исчезли куда-то, мои неприязнь и настороженность. Я понял, как надо снимать этот фильм. И, крепко держа в руках кинокамеру, тихо сказал ассистенту: «Мотор».

Литературный негр, так красочно живописавший чувства оператора-мемуариста, не счел нужным даже полюбопытствовать, какие же команды отдает на площадке оператор. В противном случае он не стал бы отнимать у режиссера слово «мотор»...

Но как могло случиться, что студент, который лишь таскал за мной камеру, переводил фокус по моей команде, двоечник, не знавший слова «экспонометрия», стал называть себя маэстро - как Вадим Юсов, как Свен Ньюквист, как Витторио Старара? Главная изюминка «Левши», его сокровенный замысел был не в Гитлере. Я решил доказать себе и окружающим, что и в аудитории можно создать образ мира, который врывается в комнатку станционного смотрителя шумом и бликами, проходящих за окнами эшелонов; мира, отбрасывающего длинные тени в ночных кошмарах Адольфа; мира, струящегося сквозь щели потоками света – «Я Свет миру», говорит Иисус (Ин.8.12). Вот, что меня грело. Вот, что придавало мне сил, когда прочие аргументы не действовали.

Как такое могло случиться, что студент, проваливший сессию, студент, которому я снял учебный фильм, выставив свет, выбрав ракурсы и придумав эффекты, вместо благодарности захотел присвоить себе и то, что всегда принадлежало мне, режиссеру – мой замысел, мое видение?

Но это было, лиши пол беды. Приехав на лазурный берег, я обнаружил, что весь тираж книжицы Артака был разослан братьями армянами по службам фестиваля, очевидно, в надежде на широкий резонанс.

Артак и Метсо, приглашенные в качестве гостей 52 МКФ в Канне, тайно встречались с президентом конкурса Cinefondation господином Томасом Винтербергом. Как выяснилось, оба брата в ультимативной форме потребовали от фестиваля включить Артака в число авторов «Левши». Как рассказал мне, присутствовавший при этом Жоэль Шапрон, ушлые ребята стали зачитывать изумленному датчанину фрагменты из своего опуса. Так они надеялись убедить юного вундеркинда в своей причастности к замыслу.

«Здесь не технический конкурс, господа, - с улыбкой ответил им Томас Винтерберг. – здесь соревнуются режиссеры, а не операторы».

Так погибли надежды братьев-бизнесменов разделить со мной призовые деньги. Слава Богу, мы тогда ничего не получили. Тот, кто хотя бы раз прошелся по красной ковровой дорожке Канна, уже получил в награду: телятину в бельгийском соусе, полуденный зной Ривьеры, белозубый оскал алжирских амазонок.

После Франции меня восстановили во ВГИКе. Это стало возможно благодаря грантам, которые выделил институту Никита Михалков. За год учебы я сдал экзамены за пять семестров, а фильм «Левша» стал моим дипломом. Настал день вручения призов ХIX-го Международного фестиваля ВГИК. В коридоре института меня отловила Ольга Кочеткова и на ушко, по секрету, рассказала о том, что творится вокруг "Левши". Оказывается, господин Притчин, ворвавшись на заседание жюри, потребовал вычеркнуть фамилию Ю.Кузина из бюллетеней для голосования на том основании, что режиссер не являлся студентом ВГИКа на момент съемок картины. Для тех же, кто все еще сомневался, проректор пообещал "обильный стол" в ресторане Дома кино. "Но поскольку, - продолжил свою мысль чиновник, - фильм вроде как удался, то не плохо бы его поощрить, ну хотя бы за операторскую работу". Все дружно закивали. Все, кроме Елены Цыплаковой. Понимая, что вокруг фильма затевается интрига, она тут же вызвала Андрея Эшпая - председателя жюри. В итоге картина получила сразу два приза - и за режиссуру и за лучшую операторскую работу.

На этом наши пути с оператором разошлись. На прощание Артак попытался выкупить негативы "Левши" у Притчина, но я написал письмо А.В.Новикову, в котором предупредил ректора о незаконности подобной сделки. В ответ меня подвергли экзекуции с подачи самого Хотиненко...(Смотрите материал об этом на http://www.film.ru/article.asp?ID=448). В довершении травли ректор ВГИКа отказался посылать «Левшу» в Нью-Йорк на «Студенческий ОСКАР», хотя Марлен Хуциев и Вадим Юсов решениями своих кафедр одобрили выдвижение фильм о детстве Гитлера на соискание этой премии... Институт был представлен другой картиной, которая, на сколько я могу судить, "Оскара" ВГИКу так и не принесла.

Юрий КУЗИН, Москва 2004 год

Смотреть фильм Юрия КУЗИНА "ЛЕВША" http://rutube.ru/tracks/1110054.html?v=ad1a1b9036765efcdac13dbd47d29915

Читать статью на сайте Юрия КУЗИНА http://lefthander.narod.ru/business.html

Из дискуссии в Инете на тему фильма о детстве Гитлера...

С сайта Андрея Кураева:

Не совсем понял - Вы хотите обсудить фильм? Гитлера? Или мемуар режиссера об интригах его оператора?

Ольга:

Вопрос, который задал автор, очевиден... Он выделен первой строкой в матераиле...

С сайта Андрея Кураева:

Ладно, значит, тема об образе Гитлера в фильме...Ответ тоже очевиден - хоть режиссер и не документалист, но, скорее всего, мальчик Адольф действительно был хороший мальчик, вот и всё. Испорченные и порочные дети - редкость в обычных, "нормальных" семьях. А у Гитлера была именно нормальная семья. И воспоминания одноклассников, а потом однополчан, соседей по квартире и подчиненных (кухарок, стенографисток, шоферов) однозначны - Гитлер был "хорошим парнем"....Наверное, Вы думали, он с детства питался живыми котятами, да и родился с рожками? Ничего подобного, всё было сложнее.

Ольга:

Спасибо, что не свернули от темы... Что до безвинности младенцев, не могу согласиться... Зло проникает в человека с момента его рождения. Где же граница, отделяющая "дитя" от "чудовища"? И сколько милых, синеоких крепышей (по свидетельству тех же тетушек и няничек) в последствии становились монстрами, от которых выла Земля? Автор, скорее всего, озаботился показом того Зла, которое не очевидно, того тлена, который не бросается в глаза, той червоточинки, ущерб от которой скрыт, но лишь до поры до времени...

ИЗ ПУБЛИКАЦИЙ В БУМАЖНЫХ СМИ

«АДВОКАТ ДЬЯВОЛА»- ГАЗЕТА "ИЗВЕСТИЯ" 6 МАЯ 1999 ГОДА

Российский режиссер дебютирует во французском Канне с фильмом на немецком языке.

«Левша» уже получил вторую премию на конкурсе «Святая Анна» в России, а его появление в Канне сообщит фестивалю весьма любопытную интригу. Как известно, в день открытия здесь пойдет «Сибирский цирюльник» Михалкова, снятый наполовину по-английски. В конкурсе -«Молох» Сокурова о Гитлере, снятый на немецком. «Der Linkshander» («Левша») Кузина тоже на немецком и тоже о Гитлере. Автор пытается понять природу «чрева, которое вынашивало гада». Знаковых совпадений слишком много, чтобы они остались незамеченными. Будет много охотников поспорить насчет удивительного кинематографа, который не может найти общий язык уже и с собственной страной, И поразмышлять о том, почему тема фашизма стала для России столь актуальной. Автор «Левши» разгадку таны Гитлера ищет вслед за многими исследователями в его комплексах. Непорочное дитя Адольф – чистый лист бумаги. Первое в его жизни насилие – потуги наставников приучить левшу писать правой. Дрессура ожесточает, провоцирует насилие ответное. Процесс дан пунктирно, но наглядно: меняется взгляд мальчика, чувство вины трансформируется в агрессивность затравленного волчонка. Как в любой вгиковской работе, автор хочет в каждом кадре сказать все – и по максимуму. Спрессовать в малом многое – слишком многое для нормального восприятия. Но это скорее достоинство, чем недостаток. Человеку есть что сказать, и он умеет говорить языком кино. Здесь очевидны серьезная кинематографическая эрудиция и продолжение традиций того кино, где кадр словно нарисован художником и только потом воплощен в плоть, свет и звук. Есть зрелое отношение к миру как к объекту исследования. Умение почувствовать зреющую в обществе проблему. Метафоричность, многослойность, интеллектуальная насыщенность изображения. Немногие студенческие работы нынешник корифеев кино были заявкой столь обещающей, и я надеюсь, что у Юрия Кузина хорошее будущее. Номинант Канна – уроженец Львова. Начал с Ярославского театрального, хотел стать актером. Но приехал Андрей Тарковский. Кузин пробился к нему в гостиницу «Медведь», где и решилась его судьба. Он стал фаном киногения, в дальнейшем принял участие в создании общества его имени и написал сценарий о паломничестве по местам сьемок «Сталкера», «Рублева» и «Зеркала». Потом попытался организовать телемарафон памяти Тарковского, даже привлек к участию в нем Эдисона Денисова, Софью Губайдуллину и Эрнста Неизвестного, но проект обрушился из-за отсутствия денег. Способного парня вычислил Роман Виктюк, предложил написать сценарий «Венера в мехах» по Захер-Мазоху. Кузин написал комедию и даже получил гонорар, на который жил весь следующий год. Но и этот проект обрушился, а Захер-Мазох потом аукнется в идее «Левши». 12 лет штурмовал ВГИК – не брали. Менял профессии, тушил пожары во Львове, пока кинофанатика не заметил Владимир Хотиненко. Но Кузин был теперь иностранцем – подданным Украины. А ВГИК иностранцами латает свой бюджет, и потому потребовал доллары. Кузин торговал водкой в палатке на Петровке и на заработанное учился два года. Нашел в одной из стен вгиковской аудитории нишу, построил там «гробик». И в нем жил-плыл по морям знаний, как Гвидон в бочке. Выбить дно и выйти вон в положенный срок не дали – тарифы ВГИКа росли, палатка на Петровке за ними не поспевала. Кузин из ВГИКа ушел. Но начало было положено. Еще на втором курсе снял фильм «Кавалер розг» - о Захер-Мазохе. Картину увидел поляк Занусси, пригласил на стажировку к Вайде, и Кузин месяц учился в Кракове у великого режиссера. Что не помешало ему оказаться на улице. «Я понял, что остается один выход – снять новую картину. Написал сценарий и предложил его ВГИКу в качестве учебной работы студента-оператора Артака Игитяна. Только так можно было получить финансирование. ВГМК согласился. Прямо в комнате, где я жил, мы построили квартиру Алоиза, отца Гитлера. Воспроизвели немецкий стиль «бидермайер» с его скупостью и помпезной пустотой. В роли Алоиза уговорили сниматься Евгения Киндинова. Нашли австрийских актеров, которые озвучили картину на диалекте. Чтобы снимать, понемногу продавал небольшую библиотеку, которую успел собрать. Проглочу ночью книгу – и продам. Расчет был прост – все для фильма, все для победы». Фильм отобрали на фестиваль в Берлин. Потом раздумали, отказались и от Кузина, и от Сокурова – напоминать Гитлере сочли несвоевременным. Но связка двух российских лент о наци уже возникла. Кузин объясняет совпадение просто: над Россией нависло облако фашизма, и если оба автора это почувствовали, то виной тому история. Фильм, как и ожидалось, сыграл в судьбе Кузина свою роль. Встал вопрос о восстановлении во ВГИКе. Пока в Союзе кинематографистов изучают вопрос об оплате учебы, Кузин уже предложил ВГИКу полнометражную картину по давнему сценарию Геннадия Шпаликова «Причал», и студия Хотиненко «Рой» приняла ее к производству. А компания «НТВ-профит» заинтересовалась идеей комедии о том, как хотели, но не сумели встретиться Толстой и Достоевский («факт реальный – обстоятельства вымышленные»). Каннский же фильм, сделан под впечатлением размышлений Эриха Фрома об истоках деструктивности Гитлера. «Он разрушал города, как архитектор строит, - по плану». Кузин не клеймить зло хочет, а его выслушать. «Мы потому перед злом бессильны, что нас не интересуют его аргументы. В этом смысле задача художника – стать адвокатом дьявола». Пытаясь защитить зло, он покажет его вторую, скрытую сторону, и тогда появится шанс понять его путь и судьбу. Разгадав причины таинственной способности зла снова и снова возрождаться, в новое время и в новом месте.

Валерий КИЧИН

«ЛЕВША» ЕДЕТ В КАННЫ» - "СК-НОВОСТИ" №9 (16) 24.05.1999 ГОД

В Большом зале Центрального Дома кинематографистов 21 апреля состоялась премьера студенческого фильма «Левша». Это дипломная работа режиссера Юрия Кузина (мастерская В.И.Хотиненко). Время действия в картине – начало нашего века; главный герой – мальчик из маленького городка Линц на границе Австрии и Баварии. Юный каллиграф – левша, что не устраивает его отца. Мальчика переучивают писать правой рукой. В результате жестокого эксперимента Адольф Шикльгрубер подписывается отныне фамилией – матери: «Гитлер».

«Дьявол рождается из пены на устах ангела», - цитируя Бердяева, комментирует свой замысел Юрий Кузин, пытавшийся показать, что тирана может породить любая страна, любое общество. По словам режиссера, зло не высказано, нас устраивает его косноязычие, нас не интересуют его аргументы. Поэтому мы так бессильны перед ним. Задача художника – стать адвокатом дьявола. Двадцатиминутную черно-белую картину режиссер снял в рекордно короткие сроки. Он сознательно воспроизвел стиль гитлеровской компании «УФА», а фильм озвучил на немецком языке с австрийским диалектом. В музыке Верди из «Навухо» заявлена тема родины, что не случайно. Фашизм изначально включал в себя такие понятия как «дом», «очаг», «материнство». Кстати, Верди – итальянский композитор, а родина фашизма, как известно, - Италия. Отца маленького Адольфа сыграл Евгений Киндинов. Эта первая роль актера после десятилетнего перерыва показала, что он находится в отличной творческой форме.Дипломную работу «Левша» можно смело назвать художественным фильмом, хотя и короткометражным. Перед нами рассказ о судьбе личности, воспитанной в тоталитарной среде.

Впервые за последние годы во ВГИКЕ была проведена настоящая премьера студийной работы – с афишей, буклетами; в актовом зале – все на уровне мировой практики. Гостей набралось предостаточно. На просмотр прибыли представители «ОРТ», китайского ТВ, немецкого ТВ «ДФА», посольские работники. Открытый показ принес свои результаты - Юрия Кузина заметили. В мае «Левша» будет представлять Россию в конкурсе короткометражных фильмов в Каннах.

Людмила ШАМБОВА

"ХОРОШИЙ МАЛЬЧИК ГИТЛЕР" Его звали НИКИТА. Газета «Культура» Октябрь-ноябрь 1999 г.

Одним из самых запоминающихся мгновений весны 99 стало появление в Москве маленького и благообразного Гитлера. Его продемонстрировал публике загадочный человек по имени Юрий Кузин. До встречи с фюрером он успел послужить в войсках ПВО, где отслеживал американские военные самолеты, поработать пожарным, поиграть в драматическом театре и сделать двенадцать попыток поступить во ВГИК, среди которых только последняя оказалась удачной. Снял короткометражку про своего экстравагантного земляка, карпатского певца сексуальных перверсий Мазоха, а через некоторое время был благополучно отчислен из института, поскольку не мог оплачивать свое обучение. Гражданину Украины, бывшему студенту, у которого в Москве не было ни близких, ни средств к существованию, оставалось разве что повеситься, или пришить какую-нибудь процентщицу, как Раскольников. Но вместо этого Кузин нашел Гитлера. И устроил скандал, хотя этот тридцатилетний интеллектуал меньше всего напоминает профессионального скандалиста. Его новую короткометражку «Левша» о детстве Гитлера, пронизанном родительским насилием, издевательствами педагогов и навязчивыми фобиями, наотрез отказался брать в конкурс Берлинский фестиваль. Все предсказывали этой ленте первую премию на недавней «Святой Анне», но главную награду ей присудить не решились. Официальную премьеру картины в Доме кино назначили на 20 апреля, но потом спохватились и перенесли на 21-е, чтобы показ не совпал с юбилеем главного чудовища ХХ века и не был расценен как мемориальная акция.

- В Берлине мой фильм восприняли как антигерманский, - рассказывает Кузин. – В моей картине показана обычная семья с ее строжайшим распорядком, педантизмом. И в ней симпатичный ребенок становится Гитлером. Я понимаю, что это «неудобная мысль, но у меня есть твердое убеждение, что древние нации, в частности арийские, на протяжении своей истории периодически репродуцируют насилие, причем бессознательно, - это их генетическая программа. Поэтому Гитлер и у нас, и в цивилизованном мире – не миф, а вполне актуальная фигура.

- О вас говорят как о человеке, локтями пробивающем дорогу к успеху, чувствующем конъюнктуру, самовлюбленном и даже нахальном.

- Знаю. Так о любом говорят, кто сумел начать с нуля и чего-то добился. Да, я чудом удержался в кино, сейчас мой «Левша» поедет в Канны. Разве это не награда за долготерпение? Я гнул свою линию, когда мне никто не верил, считали меня сумасшедшим. Да, меня вышибли из ВГИКа, но у меня есть друг Артак Игитян – он и мой оператор, и мой продюсер. Он мне оплатил значительную часть расходов на фильм. И теперь я единственный в истории института студент, который после отчисления снял свой фильм, чтобы отправиться на фестиваль класса «А». Во ВГИКе теперь не знают, что придумать, чтобы меня аккуратно вернуть.

- Многих покоробило, что в фильме вы воспользовались физическим изъяном актера Евгения Киндинова и крупным планом показали его больные руки. Это ведь очень жестоко.

- На роль Алоиза, отца Гитлера, мне нужен был человек, который производит впечатление такого…раздавленного, что ли. И когда я увидел Киндинова, когда понял, что жизнь сделала с этим героем-любовником советского экрана, я не удержался и прямо сказал ему: «Вот таким я и хочу Вас снять. И прежде всего Ваши руки». Он двенадцать лет не снимался, готов был ждать от меня чего угодно: лести, лукавства, заигрывания. Но не такой открытости, конечно. Киндинов удивился страшно. Но работать согласился. - А мальчика, который сыграл Гитлера, вам родители тоже отдали без истерик?

- Этот смышленый мальчуган – школьник Никита Моряков, ему семь лет всего, он из очень интеллигентной семьи. Папа и мама просто передали мне его «на растерзание» и две недели даже не интересовались особенно, что там с их сыном творится. Замечательные люди. А Никита, несмотря на свой возраст, удивительно начитан, он вполне осведомлен и о Гитлере, и о фашизме, и прекрасно осознавал, кого играет. Его это не пугало. Ему безумно нравилось кататься по коридорам ВГИКа на операторской тележке, он за это готов был работать часами. Видите, ребенку совсем чуть-чуть надо для счастья. А потом ребенок вырастает, становится каким-нибудь Гитлером и ему уже целого мира мало.

Арсений СУХОВЕРХОВ

«УЧИТЬСЯ ВО ВГИКЕ ОСОБОЕ ЧУВСТВО»... Х1Х Международный фестиваль ВГИКа 1999

То количество индивидуальных энергий, которые были вложены в каждую картину, в скором времени сможет создать прилив новых идей в кино. Тем сложнее для нас было выбрать лидера среди претендентов на приз за режиссуру. В круг дискуссий попали фильмы Саши ота «Пугало», Артема Михалкова и Ильи Хржановского «Остановка», Анастаса Харалампидиса «Не упустите убийцу». Мы пришли к выводу, что картина Юры Кузина «Левша», которая получила уже много призов, по режиссерской и операторской сделанности, по работе с актером, по выбору типажей, по ритмическим и монтажным структурам наиболее профессиональна.

Андрей ЭШПАЙ

Юрий Кузин, частенько несправедливо обвиняемый в деконструктивистских и антиморальных тенденциях, получил очередной приз. «Для меня призы – это якоря, сдерживающие ход шхуны» - откровенно говорит режиссер, лауреат Каннского фестиваля. -Ваш фильм «Левша» снят во вгиковских традициях? – задаю вопрос Ю.Кузину.

-Не могу понять, в чем состоят эти традиции. Если говорить об академическом воспитании и традициях преподавания, заложенных Сергеем Эйзенштейном еще полвека назад, то я принадлежу к другой системе. Наш мастер Владимир Хотиненко разработал уникальный способ обучения. Студент должен непосредственно реагировать на кино и повторять все стадии развития кинематографа в своих этюдах. «Левша» - учебная работа, выполненная в классической традиции 60-70-х годов. Это видно по монтажу, визуальным эффектам, заостренности характеров, особым ракурсам съемки.

Дмитрий БОРИСЕНКО

«ОДНОЙ ЛЕВОЙ» «Независимая газета» 28.09.1999 года

Российскими политиками не с руки быть левшами

…Чем может закончиться переучивание, показал в 1999 году режиссер Юрий Кузин в фильме «Левша». Герой фильма – юный Адольф Гитлер, которого тиран-учитель заставляет писать правой рукой. «Леворукий Гитлер пишет свое имя «Адольф Шикль-грубер», а переученный праворукий мальчик ставит закорючку «Адольф Гитлер», - сказал режиссер, каннский лауреат… Отдел политики

«ПЯТНАДЦАТЬ ЧЕЛОВЕК НА СУНДУК МЕРТВЕЦА»...Впервые в видео-прокате представлено короткометражное кино

В сентябре в свет вышли две видеокассеты с общим названием «Киновый век (короткометражный метр)». Этот сборник, подготовленный ВГИКом и студией «Союз-видео», состоит из 17 короткометражных студенческих фильмов. И, к сожалению, они – лучшее, что было снято в стенах кинематографического института за последние годы. Несмотря на многократно напечатанный на обложке логотип студии «Союз», рекламу в метро и даже наклейки, подтверждающие лазерное качество студенческих фильмов, тяжело верится в коммерческих успех сборника. Сей эксперимент рассчитан только на тех, кто прямо или косвенно связан с ВГИКом и тусовкой, его окружающей. Никто из посторонних просто не в состоянии получить большое удовольствие от просмотра – редкие в наш век свежесть и мысль, обнаруженные лишь в двух лентах, полностью подавляются беспросветностью остальных 15-ти фильмов, смотреть которые, не напрягаясь, невозможно. Более всего гнетет стремление молодых кинематографистов повторять все подряд за более опытными и старшими коллегами. Отчего кажется, что студентами во ВГИКе становятся, как правило, пенсионеры. Если 50 лет назад цветной пленки не было, то сегодня ее уже изобрели, и непонятно, почему 12 из 17 лент черно-белые. Дань моде? Как молодой режиссер передает ощущение одиночества своего героя? Так же, как и 20 лет назад: ставит его около окна в темном подъезде и снимает против света. И, конечно, присутствует неизменный со времен великой пустоты «синдром вгиковца»: если в фильме присутствует чаепитие, то каждый глоток, каждая чашка обязательно предстанут перед зрителем крупным планом, каждое мимолетное действие будет показано целиком, от начала и до конца. Эти подробности выражают такую беспредельность концентрации героев на чае, что ни один зритель не обратит внимания на непринужденную беседу в кадре. Отличительная черта «престарелого» кино – это замедленный монотонный ритм бытия. Что поделать, в институте учат, когда нужен общий, когда крупный план, какое время отводится на каждый из них, сколько секунд должна тянуться панорама и с какой скоростью, а они зубрят и повторяют точь-в-точь. Лучшим по качеству (из таких) можно назвать фильм «Пикник» (но тут важно решить: режиссура – это профессия или все же искусство? Хотя автор и ссылается на «Белого Бима», но ничего, кроме подражания и попытки сделать кино на том же уровне, за этим не стоит, хотя смотрится фильм органично и не натянуто).Существует и другая крайность. Например, «Изысканный жест» Ульяны Шилкиной, сделанный в духе рекламы «МММ» с примесью дешевой клоунады; «Лифт» Александра Котта, в котором поселился злой дух заставок «МТV», - это вторично по другому, ведь следуют они не за предшественниками, а за современниками, но только попавшими на телевидение. Социально озабоченный «Герой» Павла Бардина (выступившего в качестве исполнительного продюсера сборника) с очень модной среди подростков бейсбольной битой, «Ангел» Василия Фенина про наркомана, опять с той же самой битой, - все это, безусловно, эстетика молодежной культуры, но той ее части, которая насаждается разного рода музыкальными каналами, придуманной взрослыми для детей. Основана эстетика на поверхностном представлении об уличной жизни, как правило, из американских фильмов. Рассчитана на подростков из благополучных семей. И выглядит как вопиющий дилетантизм режиссера, которому лень узнать своих героев в лицо, их среду, «фольклор»…

Создается впечатление, что во ВГИКе учат использовать по возможности старые, проверенные штампы, а не придумывать новые выразительные средства кино. Иначе трудно понять бесконечное стремление к подражанию и повторению. Один из двух лучших фильмов в сборнике –«Фотограф» Александра Кота выделяется тем, что режиссер не старался во что бы то ни стало цитировать собратьев по кинокамере, но творил спокойно и органично, ничего особенно не изобретая на ходу. Намного сложнее задачу поставил перед собой Юрий Кузин – создатель «Левши». Его история рассказывает о мальчике, жившем на рубеже Х1Х-ХХ веков в Германии, которого наказаниями и мучениями заставляли писать правой рукой. В конце концов выясняется, что это маленький Гитлер. Главное достоинство «Левши» в том, что он по-настоящему самобытен. Кроме того, вполне достоверно смотрятся время и место действия. Но что характерно: «Левша» был снят как раз тогда, когда Кузин «поссорился» со своей мастерской и был отчислен из института кинематографии. Во всяком случае, если на каждых простых смертных приходится еще два таланта, то у человечества не все еще потеряно. Следует отметить, что составители сборника догадывались о том, что среди выбранных ими режиссеров есть два одаренных, и они выделили этих двоих – «Фотограф» стоит первым на первой кассете, а «Левша» - последним на второй.

Данила ВОЗИМЕР

Ссылки

Это незавершенная статья о кинофильме. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.

Комментарии

Вконтакте Facebook
Мировое искусство Rambler's Top100 Powered by MediaWiki
Последнее изменение страницы: 04:17, 3 мая 2010.
[GNU FDL] [Источник]

© vseokino.ru 2006—2024

Новые материалы

Справка

Контакты