Фавориты луны (фильм, 1984)
Материал из Все о кино
Les Favoris de la Lune
сценария
ролях
Фавориты луны (фр. Les favoris de la lune) — художественный фильм режиссёра Отара Иоселиани. Снятый в 1984 году, стал первой полнометражной кинокартиной Иоселиани после переезда во Францию (1982). Фильм развивал основные мотивы первой работы режиссёра за рубежом — полудокументальной короткометражки Семь пьес для чёрно-белого кино. В Фаворитах луны отмечается влияние позднего Буньюэля, в частности, фильма Призрак свободы.
Содержание |
Название
Название отсылает к взятой в качестве эпиграфа фразе из первой части шекспировской хроники Генрих IV. Фальстаф, обращаясь к принцу Генриху, будущему королю Англии, говорит:
- «Так вот, милый друг, когда ты станешь королём, смотри не позволяй, чтобы нас, ночную гвардию, обзывали дневными грабителями. Пусть нас зовут лесничими Дианы, рыцарями мрака, любимцами Луны и пускай говорят, что у нас высокая покровительница, потому что нами управляет, как и морем, благородная и целомудренная владычица Луна, которая и потворствует нашим грабежам.»
Сюжет
В фильме трудно выделить как единый сквозной сюжет, так и главных персонажей. Представлены, скорее, зарисовки из жизни парижского квартала, обитатели которого, по сути, безымянны — их имена с экрана не звучат. Поэтому, наряду с одушевлёнными персонажами (людьми) равное, или даже большее, значение в фильме получают неодушевлённые — севрский фарфоровый сервиз XVIII века и портрет молодой девушки кисти художника XIX века — именно вокруг них и строится основное действие фильма. Жители квартала — торговец оружием, полицейский, инженер, их жёны; школьный учитель, террорист, клошары, воры, проститутки — связаны между собой многообразными бытовыми, криминальными, сексуальными отношениями. Однако, эти связи разрываются так же неуклонно, как постепенно разрушаются, уменьшаются в размерах сервиз и картина.
В ролях
- Катя Рюпэ (Katja Rupe) — Клер
- Франсуа Мишель (Francois Michel) — Филипп
- Аликс де Монтегю (Alix de Montaigu) — Дельфин Ляпляс
- Жан-Пьер Бовиала (Jean-Pierre Beauviala) — Кола
- Паскаль Обье (Pascal Aubier) — мсье Ляпляс
- Кристиана Бейли (Christiane Bailly) — Аньес
- Бернар Эйзеншитц (Bernard Eisenschitz) — Густав
- Ханс Петер Клоос (Hans Peter Cloos) — мсье Дюфур-Паке
- Мейте Наир (Maïté Nahyr) — Мадлен Дюфур-Паке
- Матье Амальрик (Mathieu Amalric) — Жюльен
- Ласло Сабо (László Szabó) — террорист
- Янник Карпантье (Yannick Carpentier) — полицейский
- Фанни Дюпен(Fanny Dupin) — Ривьер
- Мари Парра Аледо (Marie Parra Aledo) — Бланш
- Габриэлла Шир (Gabriella Sheer) — Николь
- Отар Иоселиани
Критика
Успехом у широкой зрительской аудитории картина Иоселиани не пользовалась, но была благосклонно принята критикой, о чём свидетельствует специальный приз жюри Венецианского кинофестиваля. По версии авторитетного французского журнала Кайе дю синема, фильм вошёл в десятку лучших киноработ за 1985 год.
- Выдающийся фильм. Его автор — Отар Иоселиани — выдающийся режиссёр. Он не такой, как другие режиссеры, и, быть может, не совсем режиссёр. Он больше, чем режиссёр, причем весьма своеобразный… «Фавориты луны» — великолепный фильм о Париже нашего времени. Париж образов, от которых отпочковываются другие образы — воспоминания старого Парижа, народного Парижа или Парижа начала века. «Фавориты луны» — это настоящий метеор, пересекающий мрачный небосклон современного французского кино: легкий, поэтичный и серьезный одновременно.
- — Кайе дю синема, 1985 г.
Сходным образом высказывались и другие французские издания. По мнению газеты Le Monde, именно Иоселиани «спас честь Франции на фестивале в Венеции, явившись, неожиданно для всех, обладателем „Большого приза жюри“». С удивлением писали французы о том, что иностранец, советский гражданин, грузин «сумел создать фильм во французских традициях, о которых мы не помним уже лет двадцать. В фильме отражён Париж Жака Превера, Рене Клера» (журнал Ревю дю синема). «Нужно было многократно исходить Париж вдоль и поперёк, полюбить его, для того чтобы создать „Фаворитов луны“» (журнал Позитив).
- Он говорит о горьких вещах, но ни сентиментальности, ни осуждения нет в его голосе. Есть приправленный иронией скепсис и мудрая наблюдательность «постороннего», придающие картине чуть холодноватое очарование, и к этому надо добавить, что «Фавориты луны» — комедия, в которой действительно много смешного.
- — Михаил Брашинский
Награды
- Большой специальный приз жюри Венецианского международного кинофестиваля (1984).
- Приз Форума в Берлине (1984).
- Приз католического киноцентра (1984).
Ссылки
Комментарии |
Вконтакте |